По ГОСТ 9563-60 принято mm=12 мм.
5.3 Определение основных геометрических размеров цилиндрической передачи
Определение внешнего окружного модуля
,
где =12,07 –нормальный расчетный модуль конической передачи,
- коэффициент ширины зубчатого венца,
- ширина зубчатого венца,
где мм - средний диаметр вершин зубьев шестерни,
мм,
- внешнее конусное расстояние,
где мм
где Z1 и Z2 = - число зубьев шестерни и колеса соответственно,
мм,
,
мм.
Углы делительных конусов колеса и шестерни
,
,
Внешние делительные диаметры шестерни и колеса
мм,
мм,
По ГОСТ 12289-76 принято мм.
Внешние диаметры вершин зубьев шестерни и колеса
мм,
мм,
Средние делительные диаметры шестерни и колеса
мм,
мм,
Определение окончательного передаточного числа конической передачи
Отклонение от стандартного значения
Окружная скорость:.
Окружная сила:.
Радиальная сила:
Осевая сила:
где YF - коэффициент, учитывающий форму зуба, находится по таблице в зависимости от эквивалентного числа зубьев
,
;.
По табл.4.12 YF1 = 4,28 и YF2 =3,60.
Коэффициент нагрузки ,
где КFa=1 - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями
КFb - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца; расположения опор и НВ, КFb = 1,53 по табл.4.4 [2]
КFV - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении, КFV =1
- корректирующий коэффициент, для колеса с прямыми зубьями =1
Þ условие изгибной прочности для зубьев колеса выполнено.
Þ условие изгибной
прочности для зубьев шестерни выполнено.
Учитывая, что диаметр выходного вала электродвигателя d1=48,0мм, то принимаем диаметр конца быстроходного вала dк1=48,0мм{2}.
Диаметр вала под подшипниками принимаем равным dп1=60,0мм.
Предварительно принимаем подшипники шариковые радиально-упорные № 46212 с d=60,0мм, D=110,0мм, B=22,0мм, С=60800 Н{1}.
Диаметр вала под подшипниками определяем из расчета на чистое кручение:
,
где15…25 Н/мм2 – допускаемое напряжение кручения{2}.
По ГОСТ 6636-69 принимаем d2п=55,0 мм{1}.
Принимаем диаметры под червячным колесом dч.к=60,0мм и шестерней dш=60,0мм.
Предварительно принимаем на промежуточном валу шарикоподшипники радиально-упорные однорядные, легкой серии №36211 с d=55,0мм, D=100,0мм, B=22,0мм,
C=43200 H{1}.
Расчетная схема вала:
Fхк=1730H, Fрк=2000 H, Ftк=5530H, Fхц=3375H, Fрц=6450H, Ftц=17600 H dк=448,0мм
Dш=142,14
Расчетная схема вала в координатах XOZ:
Проверка: = 2000+2494-6450+1956=0
Расчетная схема вала в координатах ZOY:
Проверка: = - 17600+11220+5530+850=0.
Изгибающие моменты для плоскости XOZ:
Изгибающие моменты для плоскости ZOY
Определение максимального изгибающего момента:
Эпюра изгибающего момента достигла максимума в сечении под шестернью, опасное сечение - переходной участок вала dо.с=60,0мм.
Эпюра изгибающих моментов:
,
где -допускаемый запас статической прочности.
Материал вала Сталь 45 {1, Табл.10.1}:
Эквивалентное напряжение:
,
где -расчетное изгибное напряжение,
- расчетное напряжение кручения.
Диаметр вала в опасном сечении: dо.с=60,0мм.
Момент сопротивления в опасном сечении:
;
Расчетное изгибное напряжение:
где = 1,3(по диаграмме нагружения).
Момент сопротивления при кручении:
Расчетное напряжение кручения:
Площадь опесного сечения.
Напряжение сжатия в опасном сечении.
Эквивалентное напряжение:
.
Расчетный запас статической прочности:
>2,5.
Статическая прочность вала обеспечена.
Расчетный коэффициент запаса прочности:
,
где -коэффициенты запаса по нормальным и касательным напряжениям{4}:
,
,
где -амплитуды напряжений цикла,
-средние напряжения цикла.
;
.
Коэффициенты концентрации напряжений для данного сечения:
{2},
{2}.
,
.
Определение общего запаса выносливости:
Общий запас выносливости обеспечен.
В соответствии со СТ СЭВ 188-75 по диаметру вала и крутящему моменту в соединении колеса Z2 промежуточного вала прямобочное шлицевое соединение легкой серии , а для соединения колеса Z4 и выходного вала прямобочное шлицевое соединение средней серии .
,
где -наибольший допустимый крутящий момент, передаваемый соединением;
- коэффициент, учитывающий неравномерне распределение усилий по рабочим поверхностям зубьев;
- рабочая длина зуба;
- средний радиус;
- площадь всех боковых зубьев на один мм длины;
- наружный диаметр зубьев вала;
da – диаметр отверстия шлицевой втулки;
f – размер фаски;
r – радиус закругления
На промежуточном валу установлены шарикоподшипники радиально-упорные 46210 ГОСТ 831-75, С=43200 H{1}.
Определяем расчетную радиальную нагрузку на подшипник A:
Определяем расчетную радиальную нагрузку на подшипник B:
Fx=1000 Н –осевая сила на шестерне, воспринимающаяся подшипником B.
Требуемый ресурс работы подшипников Lh=7008ч.
Осевая составляющая от радиальных нагрузок:
SA=е*RA=0,68*2590=1761 H,
SВ=е*RВ=0,68*11395=7748 H
где е – коэффициент осевого нагружения [1].
FxA=SA+Fx =1761-1730=31 H,
FxB=SB=SВ+Fx=7748-3375=4375 H.
Эквивалентная нагрузка на подшипник A:
P=(VRAX+YFxA)KБKТ,
где V=1,0-коэффициент вращения{4};
KБ=1,1-коэффициент безопасности{4};
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.