-По Платону существует два мира :
1. Мир идей – образов вещей, идеальных сущностей познаваемых умом
2. Мир вещей – материальные (неистинные), познаваемые органами чувств
Истинное познание по Платону – это познание идей с помощью ума (интуиция)
II) Антропология (учение о человеке).
Платон выделяет 3 вида души:
1. Разумная (правитель)
2. Аффективная (воин)
3. Вожделеющая (ремесленник)
Душа человека бессмертна и независима от тела.
III) Социальная философия. Т.к. люди не могут самостоятельно приблизиться к совершенству, они создают государство и закон. Государство основывается на разделении труда между классами.
Идеальное государство - государство управляемое мудрецами (философами). Ни философы, ни воины не имеют частной собственности. Социализм Платона заключается не только в отсутствии частной собственности, но и в общности жен и детей (упраздняется семья).
Аристотель (384 – 322г.г.) – произведения – физика, экономика, о душе.
Системы Аристотеля:
1. Метафизика – учение о первопричинах бытия. Материя – это начало бытия. Можно выделить 4 причины бытия:
a. Материальная
b. Формальная
c. Целевая
d. Движущая
2. О душе – душа присуща всему живому (растение, животное, человек) и имеет соответственно 3 уровня:
a. Вегетативный
b. Чувственный
c. Разумный (мыслит и познает)
3. Учение о познании (учение, представление, опыт, искусство, наука)
4. Человек – это политическое животное. Государство – это сообщество общин. Община – развитая семья. В государство люди объединяются для достижения блага. Идеальное государство опирается на частную собственность, рабов и землю. Богатство – это накопление хозяйственных благ необходимых и полезных для хозяйственного и государственного общения. Экономика – это правильный тип хозяйственной деятельности. Хрематистика – чрезмерное накопление хозяйственных благ. Правильные формы правления – те, в которых нет корыстного использования власти, а сама власть служит обществу (монархия, аристократия). Неправильные формы правления: тирания, охлократия.
ТЕМА: Философия эпохи средних веков. Возрождение нового времени
1. Христианство, радикальное изменение мира
2. Гуманистическая ориентация философской мысли эпохи Возрождения
3. Наукоцентризм философии нового времени
4. Немецкая классическая философия
I
Средневековая философия (в узком смысле) – это учение, относящиеся к V-XIV, когда в духовной жизни Западной Европы утверждается власть христианской церкви.
Положение философии определялось пониманием соотношения веры и разума:
1. «Веру ибо абсурдно» (Тертулиан) – философия не нужна
2. «Верую, чтобы понимать» (Аврелий Августин) – философия – это служанка богословия
3. «Понимаю, чтобы верить» (Пьер Абеляр) – философия должна логически проанализировать религиозные догматы, а потом верующие могут верить
Этапы средневековой философии:
1. Патристика (V-VIII в.в.), (Василий Великий, Григорий Палама) – учение отцов церкви. Период разработки отцов христианской догматики:
a. Учение о Богочеловеческой личности Христа
b. Учение о Троице
c. Учение о человеке и судьбе его души
2. Схоластика (IX-XIV в.в.), (Фома Аквинский, Пьер Абеляр) – период логического обоснования (с помощью логики Аристотеля) религиозных догм
Фома Аквинский – великий систематизатор средневековой философии. Он предлагал равноценное отношение к вере и разуму в познании мира, т.к. и вера, и разум исходят от Бога.
То, что мы воспринимаем органами чувств, мы можем познать и разумом, остальное – предмет для веры.
Принципы средневекового мышления:
1. Теоцентризм – Бог – это абсолютное бытие, высшая ценность и цель существования.
2. Креационизм – мир – это благое творение Бога, полное целесообразности
3. Символизм – все видимые вещи указывают на невидимую сущность Бога. Природа – это великая таинственная книга, которую нужно толковать.
4. Принцип оппозиции души и тела – это фундамент христианского учения о человеке, согласно которому человек – это творение по образу и подобию Бога. Душа – эта бессмертная форма тела. (Смотри у Платона). Соединение души и тела понимается как двойственная природа Христа. Быть похожим на него – цель жизни христианина. (аскетический образ жизни, отказ от плоцких желаний, воспитание нравственной чистоты на основе заповедей и молитвы.
5. Провиденциализм – история – это проявление воли Бога, осуществление божественного плана, спасение человечества
6. Эсхатологиям – учение о конце света
II
Эпоха возрождения была переломным этапом в культуре Западной Европы. Возродились идеи и ценности античной философии и культуры. Можно выделить 3 периода в светской философии Возрождения:
1. Гуманистический (Данте, Петрарка, Роттердамский) – человека гуманисты рассматривали, как высшую ценность, критерии развития общества и культуры, отстаивали необходимость реализации его творческого предназначения.
2. Неоплатонический (Кузанский, Пико) – возрождается античная идея растворения единого в мировой душе, т.е. Бога в природе, поэтому нужно изучать природу.
3. Натурфилософский (Коперник, Леонардо до Винчи, Кеплер) – Леонардо до Винчи предположил, что в природе существует естественная необходимость (природный закон), ее нужно выявить экспериментально
Основные черты философии Возрождения:
1. Антропоцентризм – человек – центральное звено природы и общества
2. Органицизм – природа понимается как организм, одушевленный
3. Идея свободы, равенства, братства – общество понималось, как союз творческих равных свободных личностей
III
Новое время – период становления централизованных буржуазных государств. Соперничая за могущества, они все большее внимание уделяют развитию науки и техники.
Основные черты философии Нового времени:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.