Истинное познание по Платону. Социальная философия. Системы Аристотеля

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Содержание работы

-По Платону существует два мира :

1.  Мир идей – образов вещей, идеальных сущностей познаваемых умом

2.  Мир вещей – материальные (неистинные), познаваемые органами чувств

Истинное познание по Платону – это познание идей с помощью ума (интуиция)

II) Антропология (учение о человеке).

Платон выделяет 3 вида души:

1.  Разумная (правитель)

2.  Аффективная (воин)

3.  Вожделеющая (ремесленник)

Душа человека бессмертна и независима от тела.

III) Социальная философия. Т.к. люди не могут самостоятельно приблизиться к совершенству, они создают государство и закон. Государство основывается на разделении труда между классами.

Идеальное государство - государство управляемое мудрецами (философами). Ни философы, ни воины не имеют частной собственности. Социализм Платона заключается не только в отсутствии частной собственности, но и в общности жен и детей (упраздняется семья).

Аристотель (384 – 322г.г.) – произведения – физика, экономика, о душе.

Системы Аристотеля:   

1.  Метафизика – учение о первопричинах бытия. Материя – это начало бытия. Можно выделить 4 причины бытия:

a.  Материальная

b.  Формальная

c.  Целевая

d.  Движущая

2.  О душе – душа присуща всему живому (растение, животное, человек) и имеет соответственно 3 уровня:

a.  Вегетативный

b.  Чувственный

c.  Разумный (мыслит и познает)

3.  Учение о познании (учение, представление, опыт, искусство, наука)

4.  Человек – это политическое животное. Государство – это сообщество общин. Община – развитая семья. В государство люди объединяются для достижения блага. Идеальное государство опирается на частную собственность, рабов и землю. Богатство – это накопление хозяйственных благ необходимых и полезных для хозяйственного и государственного общения. Экономика – это правильный тип хозяйственной деятельности. Хрематистика – чрезмерное накопление хозяйственных благ. Правильные формы правления – те, в которых нет корыстного использования власти, а сама власть служит обществу (монархия, аристократия). Неправильные формы правления: тирания, охлократия.

ТЕМА: Философия эпохи средних веков. Возрождение нового времени

1.  Христианство, радикальное изменение мира

2.  Гуманистическая ориентация философской мысли эпохи Возрождения

3.  Наукоцентризм философии нового времени

4.  Немецкая классическая философия

I

Средневековая философия (в узком смысле) – это учение, относящиеся к V-XIV, когда в духовной жизни Западной Европы утверждается власть христианской церкви.

Положение философии определялось пониманием соотношения веры и разума:

1.  «Веру ибо абсурдно» (Тертулиан) – философия не нужна

2.  «Верую, чтобы понимать» (Аврелий Августин) – философия – это служанка богословия

3.  «Понимаю, чтобы верить» (Пьер Абеляр) – философия должна логически проанализировать религиозные догматы, а потом верующие могут верить

Этапы средневековой философии:

1.  Патристика (V-VIII в.в.), (Василий Великий, Григорий Палама) – учение отцов церкви. Период разработки отцов христианской догматики:

a.  Учение о Богочеловеческой личности Христа

b.  Учение о Троице

c.  Учение о человеке и судьбе его души

2.  Схоластика (IX-XIV в.в.), (Фома Аквинский, Пьер Абеляр) – период логического обоснования (с помощью логики Аристотеля) религиозных догм

Фома Аквинский – великий систематизатор средневековой философии. Он предлагал равноценное отношение к вере и разуму в познании мира, т.к. и вера, и разум исходят от Бога.

То, что мы воспринимаем органами чувств, мы можем познать и разумом, остальное – предмет для веры.

Принципы средневекового мышления:

1.  Теоцентризм – Бог – это абсолютное бытие, высшая ценность и цель существования.

2.  Креационизм – мир – это благое творение Бога, полное целесообразности

3.  Символизм – все видимые вещи указывают на невидимую сущность Бога. Природа – это великая таинственная книга, которую нужно толковать.

4.  Принцип оппозиции души и тела – это фундамент христианского учения о человеке, согласно которому человек – это творение по образу и подобию Бога. Душа – эта бессмертная форма тела. (Смотри у Платона). Соединение души и тела понимается как двойственная природа Христа. Быть похожим на него – цель жизни христианина. (аскетический образ жизни, отказ от плоцких желаний, воспитание нравственной чистоты на основе заповедей и молитвы.

5.  Провиденциализм – история – это проявление воли Бога, осуществление божественного плана, спасение человечества

6.  Эсхатологиям – учение о конце света

II

Эпоха возрождения была переломным этапом в культуре Западной Европы. Возродились идеи и ценности античной философии и культуры. Можно выделить 3 периода в светской философии Возрождения:

1.  Гуманистический (Данте, Петрарка, Роттердамский) – человека гуманисты рассматривали, как высшую ценность, критерии развития общества и культуры, отстаивали необходимость реализации его творческого предназначения.

2.  Неоплатонический (Кузанский, Пико) – возрождается античная идея растворения единого в мировой душе, т.е. Бога в природе, поэтому нужно изучать природу.

3.   Натурфилософский (Коперник, Леонардо до Винчи, Кеплер) – Леонардо до Винчи предположил, что в природе существует естественная необходимость (природный закон), ее нужно выявить экспериментально

Основные черты философии Возрождения:

1.  Антропоцентризм – человек – центральное звено природы и общества

2.  Органицизм – природа понимается как организм, одушевленный

3.  Идея свободы, равенства, братства – общество понималось, как союз творческих равных свободных личностей

III

Новое время – период становления централизованных буржуазных государств. Соперничая за могущества, они все большее внимание уделяют развитию науки и техники.

Основные черты философии Нового времени:

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
34 Kb
Скачали:
0