III. Содержание и
организация экспериментального исследования возможностей антистрессового и
реабилитационного влияния программы «Искусство жизни».
Данное
исследование проводилось параллельно в контрольной группе А и в
экспериментальных группах Б и В. Исследование проводилось в групповом и
индивидуальном режиме, в равных условиях, в привычной обстановке.
В
ходе исследования были использованы методы наблюдения, тестирования, опроса.
Исходя
из гипотезы, исследование было спланировано следующим образом
1 этап-
исследование результатов влияния программы на физическое и психологическое
состояние участников программы.
2
этап- исследование уровня личностной и реактивной (ситуативной) тревожности в
группах А,Б,В.
3
этап- выборочное исследование социальной направленности (активности) крайних
проявлений по результатам предыдущего исследования в группе В.
4
этап- анализ, обработка, интерпретация итогов исследования.
Работа
по первому этапу проводилась в форме бесед, опросов, исследований зарубежной и
отечественной литературы по данной теме. Некоторые материалы зарубежных
исследований частично использовались в данной работе, но к сожалению большая часть, особенно материалы о
результатах практики расслабления (медитации), остались за рамками данного
дипломного проекта. Результаты опросов, бесед с российскими участниками
программы оформлялись в виде личных отзывов участников в журнал. Материалы этой
работы вошли отдельной главой во второе расширенное издание переводного
сборника «Влияние правильного дыхания на здоровье». Данный сборник составлен из
ответов людей, в основном врачей, прошедших курс «Исцеляющее дыхание» (основной
курс программы «Искусство жизни»), сообщающих об улучшениях здоровья людей,
использовавших технику исцеляющего дыхания. Познакомиться с этими результатами
можно отдельно. В рамках данной дипломной работы нами ставилась одна из задач,
исследование одного личностного компонента (тревожности). Это и определило 2
этап исследования.
На втором этапе работа проводилась в виде тестирования. Оно
проводилось паралельно в двух направлениях: сравнительное тестирование между
респондентами экспериментальной группой (ЭГ), прошедших программу «Искусство
жизни», и контрольной группы (КГ); и сравнительное тестирование внутри
экспериментальной группы «до» и «после» похождения программы. Респонденты
экспериментальной и контрольной группы выбирались равного колличества и
одинакового социального статуса. Полученные результаты дали хороший материал
для анализа тревожности респондентов, который привёл к третьему этапу исследований,
задачей которого явилось выяснение уровня социальной активности респондентов
экспериментальной группы.
Третий этап работ был продиктован результатами тестирования
экспериментальной и контрольной групп. ЭГ
Четвёртый этап включал в себя аналитическую обработку
результатов экспертных исследований в экспертной и контрольных групп