Формула расчета методом «избыточной прибыли» имеет следующий вид:
С – текущая стоимость товарного знака;
кхп – коэффициент, учитывающий дополнительную прибыль, связанную с применением ТЗ, и зависящий от характера производства продукции защищённой ТЗ. Значения этого коэффициента определяются по шкале:
< 0,1 – индивидуальное производство;
0,1-0,2 – мелкосерийное производство;
0,2-0,3 – серийное производство;
0,3-0,4 – крупносерийное производство;
0,4-0,5 – массовое производство.
В случае, когда невозможно точно определить характер производства, значение данного коэффициента можно определить экспертным путём, с учётом того, что, по зарубежным данным, дополнительная прибыль, связанная с применением «хорошего» товарного знака, может составлять от 15 до 30 процентов. Я экспертным путём определил кхп = 25%.
i – индекс года (i = 1, 2, …, Т, - где Т – планируемый срок выпуска продукции, защищённой товарным знаком; i = 5);
ЭВДi – эффективный валовой доход в i-ом году. В качестве ЭВД я принял прогнозируемые показатели выручки от реализации услуг с использованием товарного знака ООО «Томский кондитер» представленные в таблице 3.5.
Нпi – норма прибыли в i-том году, определяемая экспертным методом в зависимости от конъюнктуры рынка, характера производства и обычно лежащая в интервале от 10 до 20 процентов. Я экспертным путём определил НП = 15% для каждого года.
СДi – ставка дисконта в i-том году.
Исходными данными для расчета явились прогнозируемые показатели выручки от оказания услуг с использованием товарного знака ООО «Томский кондитер» (табл. 3.5), а также заключения эксперта (табл. 3.2). Данные расчётов по каждому из сценариев приведены в таблицах 3.9 – 3.11.
Таблица 3.9 |
||||||
Расчёт стоимости товарного знака ООО " Томский кондитер " по прибыли |
||||||
Пессимистический вариант (ставка дисконтирования 35%) |
||||||
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
Объём выручки от реализации услуг с использованием товарного знака ООО "Энергоремстрой", тыс. руб. |
178058 |
186961 |
196309 |
206124 |
216430 |
|
Норма прибыли |
15% |
|||||
Коэффициент, учитывающий дополнительную прибыль |
25% |
|||||
Коэффициент текущей стоимости |
0,74074 |
0,5487 |
0,40644 |
0,30107 |
0,22301 |
|
Текущая стоимость товарного знака, тыс. руб. |
4946 |
3847 |
2992 |
2327 |
1810 |
|
Итого, стоимость товарного знака, тыс. руб. |
15922 |
Таблица 3.10 |
||||||
Расчёт стоимости товарного знака ООО " Томский кондитер " по прибыли |
||||||
Наиболее вероятный вариант (ставка дисконтирования 30%) |
||||||
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
Объём выручки от реализации услуг с использованием товарного знака ООО "Энергоремстрой", тыс. руб. |
186537 |
205191 |
225710 |
248281 |
273109 |
|
Норма прибыли |
15% |
|||||
Коэффициент, учитывающий дополнительную прибыль |
25% |
|||||
Коэффициент текущей стоимости |
0,76923 |
0,59172 |
0,45517 |
0,35013 |
0,26933 |
|
Текущая стоимость товарного знака, тыс. руб. |
5381 |
4553 |
3853 |
3260 |
2758 |
|
Итого, стоимость товарного знака, тыс. руб. |
19805 |
Таблица 3.11 |
||||||
Расчёт стоимости товарного знака ООО " Томский кондитер " по прибыли |
||||||
Оптимистический вариант (ставка дисконтирования 25%) |
||||||
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
Объём выручки от реализации услуг с использованием товарного знака ООО "Энергоремстрой", тыс. руб. |
207848 |
246117 |
284386 |
322655 |
360924 |
|
Норма прибыли |
15% |
|||||
Коэффициент, учитывающий дополнительную прибыль |
25% |
|||||
Коэффициент текущей стоимости |
0,8 |
0,64 |
0,512 |
0,4096 |
0,32768 |
|
Текущая стоимость товарного знака, тыс. руб. |
6235 |
5907 |
5460 |
4956 |
4435 |
|
Итого, стоимость товарного знака, тыс. руб. |
26993 |
Таким образом, при заданных вероятностях осуществления сценариев, рыночная стоимость товарного знака ООО «Томский кондитер» на дату оценки методом «избыточной прибыли» будет находиться в диапазоне 20466000 ± 3593000 рублей или 715594 ± 125630 долларов США (по курсу 28,6 рубля за 1 $).
3.1.4 Расчёт затратным методом
Формула расчета стоимости товарного знака по затратам на него имеет следующий вид:
, где
ЗС – суммарные по всем i-ым годам, приведённые к моменту оценки затраты на создание, правовую охрану и поддержание рыночного статуса ТЗ и равные:
, где для i-го года
ЗДi – затраты на дизайнерскую разработку ТЗ;
ЗПОi – затраты на правовую охрану ТЗ;
ЗМi – затраты на маркетинг ТЗ;
ЗРi – затраты на рекламу ТЗ;
Нпi – норма прибыли в i-том году, определяемая экспертным методом в зависимости от конъюнктуры рынка, характера производства и обычно лежащая в интервале от 10 до 20 процентов. Я экспертным путём определил НП = 15% для каждого года.
СДi – ставка дисконта в i-том году;
кИi – коэффициент, отражающий инфляционные процессы, учитывается
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.