Рекомендован к опубликованию методической комиссией НЮИ (ф) ТГУ
Протокол №___ от___ ____________________2005 г.
Председатель методической комиссии, доцент В.
Настоящий учебно-методический комплекс разработан на основе государственного образовательного стандарта по специальности “Юриспруденция” и предназначен для студентов НЮИ (ф) ТГУ всех форм обучения.
I. Организационно-методический раздел
1. Цель курса
Целью изучения латинского языка на юридическом факультете является чтение в оригинале латинских источников по римскому праву, освоение международной латинской юридической терминологии.
2. Задачи учебного курса
Курс «Латинского языка» призван выработать у будущих юристов культуру лингвоправового анализа источника по римскому праву; способствовать освоению международной латинской терминологии в области гуманитарных наук.
3. Место курса в системе гуманитарного знания
Курс «Латинский язык» на юридическом факультете прежде всего «профессионально ориентированная терминологическая дисциплина»[1].
Место курса «Латинский язык» в системе гуманитарного знания обусловлено также тем фактором, сто языковая культура является составляющей культуры человека в целом. Кроме того язык – это один из главных инструментов образования человека.
4. Требования к уровню освоения содержания курса
Основные знания, умения и навыки, которыми должен владеть студент после изучения курса «Латинский язык»:
· уметь читать по-латински
· знать грамматический минимум для чтения фраз и текстов из области римского права и для освоения международных латинских юридических выражений и формул
· знать 100 профессиональных юридических терминов
· знать 50 латинских юридических выражений
II. Содержание курса
Краткие сведения об основных этапах истории Древнего Рима. Очерк истории латинского языка. Периоды развития литературного латинского языка в античную эпоху. Памятники латинской письменности и степень сохранности.
Народная латынь и возникновение из нее романских языков. Латинские заимствования в новых языках и слова с общеиндоевропейскими корнями.
Общеобразовательное значение латинского языка.
Латинские основы международной научной терминологии. Латинские юридические формулы, специальная юридическая литература на латинском языке.
Латинский алфавит. Условность современного произношения латинских букв. Дифтонги и диграфы. Долгота и краткость слогов по природе и по положению. Правила ударения.
Имя существительное. Категории имени существительного. 5 склонений латинских существительных.
Имя прилагательное. Три склонения прилагательных. Степени сравнения прилагательных.
Местоимения: личные, возвратные, указательные, определительные, относительные, вопросительные, неопределенные, отрицательные. Местоименные прилагательные.
Числительные: количественные, порядковые, разделительные и числительные наречия. Согласование числительных с существительными. Римские цифры.
Глагол. Категории спряжения: лицо, число, время, наклонение, залог. Четыре спряжения. Личные окончания действительного и страдательного залогов. Образование времен инфектива и перфекта от трех основ. Наклонения: indicativus, coniunctivus, imperativus. Причастия. Gerundium. Gerundivum. Глагол esse простой и с приставками. Глаголы с особенностями в спряжении: fieri, edere, ferre, velle, nolle, malle, ire, aio, inquam.
Наречия. Образование наречий. Степени сравнения наречий.
Предлоги и их сочетания с падежами.
Отрицания. Вопросительные частицы. Междометия.
Подлежащее и сказуемое. Сказуемое простое и основное. Наиболее употребительный порядок слов в простом распространенном предложении.
Страдательный оборот. Выражение действующего лица в нем. Nominativus и accusativus duplex.
Инфинитивные обороты: accusativus cum infinitivo, nominativus cum infinitivo.
Причастные обороты: participium coniunctum, ablativus absolutus.
Косвенная речью Синтаксис падежей.
Латинские заимствования в русском языке. Латинские заимствования в западноевропейских языках.
Звуковые, грамматические и риторические фигуры. Тропы.
III. Виды занятий и методика обучения по курсу «Латинский язык»
Курс состоит из 8 лекций и 4 семинарских (практических) занятий на вечернем и заочном отделениях. Три первые занятия по темам «Введение» (2 ч.), «Письмо и фонетика» построены в виде лекционного курса, после которого проводится мини-зачет по вводному курсу и фонетике. Цель лекционной части – ознакомить студентов с историей развития литературного латинского языка, его общеобразовательным значением. В вводной части рассматривается вопрос «Значение латинского языка для студента-юриста», изучаются алфавит
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.