Ведутся горно-капитальные работы по подготовке горизонта +90 м и строительства Комплекса подземного дробления (КПД) Главного ствола №2.
1.3.2. Юкспорское крыло
Юкспорское месторождение отрабатывается с 1954 года. В настоящее время очистные работы производятся на нагорных горизонтах +460 и +410 метров с выдачей руды на шахты и рудоспуски Юкспорского тоннеля и горизонтах +320 и +250 метров, производящих выдачу руды через ДДК Кукисвумчорского крыла.
Начато строительство горизонта +170 м.
1.3.3. Вентиляция рудника
Проветривание рудника осуществляется по комбинированной нагнетательно-всасывающей схеме. Свежий воздух, от вентиляторов главного проветривания ВРЦД-4.5 поступает на горизонты рудника по:
- Северным вентиляционным стволам №1, № 2;
- Южному вентиляционному стволу №2;
- Вентиляционной штольне гор.+380 м Юкспорского крыла.
Смонтированы вентиляторы ВОД-40 на Вспомогательном стволе № 1, в настоящее время ведется переоборудование калориферной установки с паровых калориферов на электрические. Пуск вентиляторной установки планируется в 2006 г.
В 2009 году будет введена в работу ВКУ ВЦД-42,5 на Западном вспомогательном стволе.
Регулировка воздушных потоков по участкам рудника производится распределительными вентиляторами типа ВОКД-1.8, ВОД-16 и ВОД-21 и комплексом вентиляционных сооружений (вентиляционные сбойки, двери, перемычки). Исходящая струя выдается на поверхность по Центральным вентиляционным стволам №№ 1, 2, 3 и вентиляционным штольням Юкспора.
Количество рабочих дней в году - 305 суток.
Продолжительность рабочей недели – 36 часов.
Число рабочих дней в неделю- 5 дней, один выходной воскресенье, второй выходной по скользящему графику.
Длительность смены – 7 часов, 3-х часовой перерыв между первой и второй сменной.
Число смен в сутки по выдачи руды – 3 смены
Режим работы служб вентиляции и водоотлива – непрерывный
3.Выбор системы отработки оставленных запасов треугольников в лежачего и висячего бока рудного тела (косынок).
Система разработки для добычи основных запасов – этажное принудительное обрушение с отбойкой рудыглубокими скважинами в зажиме. Для выпуска руды применяется вибропитатели ВДПУ-4 ТМ, в настоящее время, очень редко мощные скреперные лебёдки. Основные параметры системы:
Высота этажа 70 –80 метров
Высота подэтажа 25 метров
Расстояние между откаточными ортами 24 метра
Расстояние между вибропитателями 19,2 метра
Размеры отбиваемой секции в среднем
Расстояние между буровыми выработками в среднем 22 метра
Диаметр скважины 105 мм
Удельный расход ВВ на первичное дробление 0,4 кг/т
Производительность вибропитателя 1200 т/см
На основное днище отбивается примерно 70 % запасов руды блока, но из-за пологого падения рудного тела 30 градусов в приконтактной зоне образуются треугольники потерь полезного ископаемого. В лежачем боку потери образуются из-за невозможности полного извлечения полезного ископаемого, без отбойки и перепуска большого количества пустой породы, так как днище приходится разделывать в породе лежачего бока на достаточно большом удалении от рудного тела. В висячем боку в треугольнике потери полезного ископаемого образуются из-за того что экономически и технически не целесообразно разделывать выпускное днище в плотную в висячему блоку рудного тела, где запасы руды, приходящиеся на одну воронку выпуска минимальны, а проходческие и строительно-монтажные работы выполняются в полном объёме.
Для добычи треугольников потерь в лежачем боку необходимо приподнять дополнительное днище или выработки выпуска над основным днищем с тем, чтобы исключить или максимально уменьшить объём пустой породы, которую необходимо выпустить, чтобы вовлечь в отработку руды. Это можно сделать двумя способами.
Первый способ - нарезав дополнительное днище, подняв его над основным на 30 метров. Для этого проходится уклон , который оборудуется подъёмной лебёдкой и рельсовой дорогой. По этому уклону доставляется мощные скреперные лебёдки ( 100 ЛС – 2С) и другое оборудование на «приподнятую часть». Вдоль лежачего бока рудного тела, проходится полевой материально ходовой штрек (МХШ), который оборудуется рельсовым путём и служит для перемещения материалов, оборудования и вентиляции. Перемещение оборудования осуществляется при помощи тяговых лебёдок или возможно применение и аккумуляторных электровозов. Параллельно МХШ поближе к лежачему контакту рудного тела проходятся скреперные штреки одно или двухсторонние. Количество скреперных штреков определяется конкретно положением контакта на данном разрезе. Длину скреперных штреков предлагается сделать 48 метров, кратную двум расстояниям между откаточными ортами. На скреперные штреки с откаточных ортов поднимаются рудоспуски, на МХШ поднимаются вентиляционные и ходовые восстающие. Высота днища 7 метров. Отбойка производится из буровых ортов, на отбойку основного днища. Размеры секций определяют исходя из положения контакта (определяется ширина), длина секции определяется исходя из того , чтобы, как правило, скреперный штрек только один раз подвергался воздействию массового взрыва. Отбойка запасов на «приподнятые днище» ведётся с некоторым отставанием от отбойки на основное днище. Параметры отбойки и оборудования принимаются такие же как и при отбойке на основное днище.
Второй способ – это применение самоходного оборудования для отработки потерь треугольников лежачего бока. Добыча руды осуществляется подэтажным обрушением. При этой схеме возможно более тщательная отработка контакта . высота подэтажа 10-15 метров, расстояние между буро-доставочными ортами 10-15 метров. Из откаточных ортов на подэтажи поднимаются рудоспуски ходовые и вентиляционные восстающие, вдоль лежачего контакта проходится авто-съезд, служащий для заезда самоходного оборудования на подэтажи, вдоль контакта на подэтажи проходится транспортный штрек из которого проходятся буро-доставочные орты (БДО) из которых разбуривается массив и добывается руда. Отбойка ведётся на ранее обрушенный массив от основного днища с некоторым отставанием от него.
Отработку треугольников потерь висячего бока так же можно осуществить двумя вариантами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.