Понятие и суть переговоров.
1. Переговоры – одна из важнейших форм человеческого общения, это обмен мнениями 2-х или более лиц с самыми различными мнениями.
Специфика переговорного процесса –
1) участники обмена мнениями стремятся совместными усилиями решить ту проблему, которую невозможно решить самостоятельно.
2) Чтоб начать переговорный процесс необходимо иметь совпадающие интересы.
2 направления переговорного процесса:
- организация сотрудничества
- урегулирование конфликтов
На практике:
Переговоры могут собой представлять продолжение конфликта другими средствами.
В переговорном процессе КОНФЛИКТ – несовпадение интересов.
2. Переговоры, как процесс, это единство общения и определенных процессуальных процедур, ве зависимости от нац. и культ. различий участников.
Под ПЕРЕГОВОРАМИ мы будем понимать специфический вид взаимодействия, ориентированный на разрешение конфликта или организацию сотрудничества и предполагающий совместное принятие решений.
«Надо вести переговоры непременно, открыто и тайно, вести их повсюду, даже тогда, когда они не приносят результатов сегодня, и нет уверенности в том, что принесут их завтра, это дело совершенно необходимое для блага государства»
(Ришелье)
Функции переговоров
1. Информативная (знакомство, обмен взглядами, поиск общего языка, снятие информационной напряженности);
2. Коммуникативная (налаживание контакта, возможность дать информацию о себе, о решениях и подходах к решению);
3. Пропагандистская (активное воздействие на общественное мнение с целью привлечения союзников, либо демонстрации собственных взглядов и позиций, либо оправдания собственных действий);
4. Регулятивная (помогает осуществлять контроль координацию действий участников, реализуется тогда, когда уже есть договоренность, предусматривает детализацию более общих решений (контрольная);
5. Контрольная;
6. Координирующая
7. Отвлекающая и т.д.
Классификация переговоров
1. Политические (ведутся на высших и высоких уровнях, на них выносятся наиболее сложные государственные вопросы, ведутся на уровне глав государств);
2. Дипломатические (ведутся на высоком уровне, могут проводиться первыми лицами государств, а также их делегированными представителями);
3. Экономические;
4. Торговые и другие.
Критерии:
1. Число участников: двусторонние и многосторонние;
2. В зависимости от ситуации: прямые, непрямые (обычно при конфл. ситуациях);
3. Разовые и возобновляемые.
Основные этапы переговоров:
1. Подготовительный этап :
- организационная часть (составление культ. и офиц. программы, назначение места и времени и т.д.)
- содержательная часть – анализ проблем, которые предполагается обсудить, диагностика ситуации, в которой будут проходить переговоры, выработка концепции переговоров.
Пленарные заседания – 1,5 часа.
Перерывы – 10-15 минут;
Перерыв на обед – 1 час;
Заканчивать до 18-19 часов.
Определение порядка обсуждения «?».
Формирование делегации.
Сбор информации о партнере.
Разработка вариантов решения, включая аргументацию своих предложений, подготовка необходимых материалов.
Концепция переговоров – общий подход (положит, нейтральный или отрицательный. Отношение к проблеме не меняется.
2. Ведение переговоров (непосредственно за столом переговоров);
1 стадия Изложение позиций, интересов, концепций участниками переговоров. Снятие информационной неопределенности, исследовательская стадия, большое значение имеет нахождение общего языка – понятия, позиции, положения.
2 стадия Аргументация и обсуждение позиций. Максимально реализовать свою позицию в дальнейшем, стороны оговаривают свои позиции и аргументируют их. Результат – общие рамки договоренности.
3 стадия Согласование позиций и выработка договоренностей. Детализация, прописывание стадий, шагов – работа секретарей.
Способы подачи позиций:
1. Открытие позиции – ясно и четко говорится на что сторона пойдет, а что не приемлет.
2. Закрытие позиции – сторона выслушивает оппонента.
3. Подчеркивание общности в позициях.
4. Подчеркивание различий в позициях.
3. Анализ результатов переговоров (внутригосударственная работа).
Достижение соглашения важнее полной победы, каждая сторона должна осознать, что она что-то получила.
Вопросы при анализе результатов переговоров:
- какие действия способствовали успеху?
- какие возникали проблемы, как преодолевались?
- что не было учтено при подготовке?
- каково было поведение партнеров?
- какие принципы нужно использовать в следующий раз при переговорах с этими партнерами?
Что считать успехом переговоров?
1-ый критерий – стороны высоко оценивают результаты переговоров.
2-ой критерий – переговоры успешны тогда, когда стороны выполняют договоренности.
Технология и тактика ведения переговоров
Технология переговоров – механизмы, с помощью которых достигаются поставленные цели.
Функции «?» на переговорном процессе:
1. Привлечение внимания «Как поживаете? Как дела?»
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.