12. Римское гос-во в период республики (509-27 г.до н.э.)
Общественный строй до 3 века до н.э.
Римское гос-во в этот период – республика с теми органами гос. власти, которые сложились после падения царской власти. Но в этом гос-ом строе произошли значительные изменения. В этот период внутренняя торговля достигал значительного развития, а внешняя не имела удельного веса. Такой хар-р экономики обусловил классовую структуру, римское общ-во было рабовладельческим, но эксплуа-я рабов не достигла такого масштаба, как в последующем периоде. Экплуа-я рабов носила патриархальный хар-р, т.к. рабы включались в состав семьи. Свободной дифференциации среди свободного населения не существовало также в связи с неразвитостью крупной соб-ти на сред-ва произ-ва. Патриции к началу респуб-ки превратились в замкнутую аристократию среди массы плебеев. Однако и среди массы плебеев, наблюдалась имущ-ая дифференциация, темпы которой были быстрее, чем у патрициев, родовым устройством и общинным земледелием. Среди плебеев был и богатый слой. Причины б/бы м/у патрициями и плебеями были экон-е и политич-е. Эконом. причины – широко распространённая задолженность среди беднейшей части плебеев и стремление добиться доступа к пользованию землёй из гос-го фонда. Плебеи всеми силами пытались получить полное равенство с полит-х и граждан-х правах с патрициями. При таких обстоятельствах, когда экономика Рима еще не была достаточно развита, классовые противоречия еще не достигли наибольшей остроты и территория Римского государства не вышла за пределы Аппенинского полуострова, государственный строй древнего Рима принял форму республики, в которой долгое время сохранялись органы первобытнообщинного строя, возникшие в условиях городской общины (народное собрание, сенат).
Это была аристократическая республика, так как руководящую роль в государстве играли патриции. Из них состоял сенат, который имел большее влияние в государстве, чем народное собрание. Они же занимали высокие судебные и административные должности. Должность царя (rex) формально не была ликвидирована, но у него была отнята вся светская власть и оставлены только незначительные религиозные функции. На это указывает название его должности (rex sacrorum). С должностью царя в Риме произошло изменение, аналогичное тому, которое было в Афинах, когда вместо базилевса (должность которого также формально сохранялась) была учреждена коллегия архонтов. Сохранили свое влияние отмеченные выше важнейшие жреческие коллегии, в которых до IV века до н. э. состояли только патриции. Но в процессе классовой борьбы и под давлением плебейской массы патриции были вынуждены пойти на уступки. По-видимому, такой уступкой было прежде всего утверждение республиканского строя, хотя бы и с преобладанием аристократии, но с выборностью, краткосрочностью и ответственностью должностных лиц. Римское право сохранило в этот период пережитки первобытнообщинного строя и аристократический характер, но и в нем произошли изменения под давлением плебейской массы.
Римское государство с VI до III века до н. э. расширило свои территориальные владения в пределах Италии.
Был установлен следующий правовой режим в присоединенных территориях.В одних случаях их население получало все права римских граждан, в других — только гражданские права, но не политические (sine suffragio), в третьих —население зачислялось в категорию так называемых перегринов (peregrini), которые не получали прав римского гражданина, но все же считались гражданами в своей стране (это определялось особыми договорами).Римское право на них не распространялось.
В Римском государстве было выработано для этой категории особое право (jus gentium) и учреждена должность, претора по делам перегринов (praetor peregrinus). В четвертом случае, когда какая-нибудь страна терпела поражение в войне с Римом и сдавалась на милость победителя, ее жители становились перегринами, которые были лишены прав гражданства повсюду (peregrini dediticii). Там же, где не было добровольной капитуляции, римляне устанавливали режим военной оккупации (occupatio bellica). Земля покоренных переходила в государственный фонд Рима, а жители, как военнопленные, становились рабами.
Центральные органы власти. Центральными органами государства в этот период были: народное собрание (куриатные, центуриатные и трибутные комиции), сенат и магистратура.
Народное собрание. Народное собрание в Риме до второй половины II века до я. э. не играло фактически большой роли, хотя римские юристы формально считали его носителем высшей власти (издание законов, выборы магистратов, высший суд и т. п.).Народное собрание созывалось только по инициативе магистратов и выслушивало их предложения, которые оно изменять было не вправе. Народное собрание могло только принимать или отвергать эти предложения.
Кроме того, постановления народных собраний нуждались одно время в утверждении сената. Таким образом, фактически власть, в этот период была захвачена патрициями. Однако сохранилась иллюзия, что власть принадлежит народу. Народное собрание было определенным образом организовано в виде так называемых комиций (comitia) и принимало решения, имевшие юридическую силу. От комиций отличались сходки народа (contiones), где предварительно обсуждался какой-нибудь законопроекти т. п.
Сенат. Важную роль в Римском государстве играл сенат, который в первые века республики назначался консулами, а с IV века до н. э. — цензорами. Количественный состав сената до диктатуры Суллы был 300 человек. Насколько была велика роль сената, показывает тот факт, что нередко для названия Римского государства употреблялась формула: «сенат и римский народ» (senatus populusqueromanus), в которой сенат поставлен не только рядом с народом, но и впереди него. Эта формула более ясно говорит о том, кому принадлежало политическое господство в древнем Риме, чем название его в этот период республикой, создающее иллюзию, будто Римское государство было «делом народным».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.