Римское государство в период республики (509-27 г.до н.э.). Общественный строй до 3 века до н.э, страница 3

Квесторы. Первоначально квесторы — помощники консулов без какой-либо особой специализации в своей деятельности. Затем к их ведению было отнесено производство предварительного следствия по уголовным делам (до второй половины периода республики), заведование государственным казначейством, хранение государственного архива и другие обязанности.

Плебейские трибуны. В процессе борьбы плебеев с патрициями появилась (после 494 г. до н. э.) должность плебейских трибунов.. Плебеи добились права избирать из своей среды двух представителей в качестве защитников своих интересов против произвола патрицианских магистратов. Трибуны и их помощники— два эдила были облечены особой неприкосновенностью и получили право приостанавливать решения магистратов и сената (право «вето»). Они также добились права участия в заседаниях сената. Они созывали плебейские собрания и председательствовали на них. Полномочия трибунов не простирались за пределы городской черты.

Низшие магистраты. Кроме этих магистратур, в древнем Риме был учрежден ряд магистратур для выполнения обязанностей полиции безопасности и пожарной полиции расследования на месте преступлений, заведования чеканкой монеты, надзора за содержанием дорог и улиц. Они носили общее название  «двадцати шести мужей».

Диктатор. Во время каких-либо чрезвычайных затруднений,  вызванных либо войной, либо особым обострением классовой борьбы, сенат давал поручение консулу о назначении диктатора на срок не свыше шести месяцев.С назначением диктатора все ординарные и постоянные магистраты брали на себя обязанность повиноваться диктатору на ; весь срок его полномочий. Власть диктатора была настолько неограниченна, что не допускались провокации, т. е. апелляции на смертные приговоры, вынесенные диктатором. Диктатор назначал помощника — начальника конницы.

Консулы, преторы и диктатор, а также некоторые другие магистраты обладали высшей властью. К IV веку до н. э. плебеям удалось добиться права занимать все магистратуры. Но эти должности все же были захвачены новой знатью (нобилями) и всадниками.

Римская   армия. Римская армия до реформы Мария (107 г. до н. э.) была  построена  на  принципах  милиционной  системы (подобно армии в   Афинах   по   реформам   Солона).    Военную службу должны были отбывать все граждане, зачисленные по реформе Сервия Туллия в пять разрядов. В соответствии с идеологией   господствующего   класса   военная    служба    считалась не только долгом граждан, но и делом чести. К ней допускались не только полноправные граждане, и, кроме того, обладающие имущественным цензом, минимумом которого было владение землей до 5 югеров (немного более гектара).

Финансы. Финансовое управление древнего Рима было построено таким образом, что расходы определялись доходами. Важнейшими статьями расходов были содержание войска, постройка-кораблей, сооружение общественных построек, содержание служебного персонала, народное продовольствие (к концу республики) и нужды религиозного культа.