Разложение первобытнообщинного строя и образование государства. Общественный строй в иньском царстве

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

5.Возникновение го-ва в Китае. Основные черты его общественного  и гос-го строя.

Страна и население. Государство древнего Китая образовалось на территории среднего и нижнего течения реки Хуан-Хе (Желтая река) и равнины, расположенной у залива Бохай. Эта местность была очень-благоприятна для занятия земледелием благодаря умеренному климату, плодородной почве, орошаемой Желтой рекой с ее притоками. С древнейших времен население Китая было вынуждено, кроме того, бороться с наводнениями, происходившими от разливов Хуан-Хе и причинявшими страшные бедствия.                                                           

Китайская историческая традиция связывает образование первого государства на территории Китая с фактом покорения одного племени другим; в XVIII столетии до н. э. племя (или союз племен), носившее название Шан (Инь), завершило покорение племенного объединения Ся; вскоре после этого вождь Чэн Тан провозгласил себя ваном, т. е. царем.

Если это сообщение соответствует действительности, то образование государства в древнем Китае представляет собой один из примеров третьей главной формы образования государства, когда «государство возникает как непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий, для господства над которыми родовой строй не дает никаких средств».

Разложение первобытнообщинного строя и образование государства. Процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу нашел свое отражение в одном из древнейших сочинений китайской письменности (приписывается Конфуцию, 550 гг. до н. э.).

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ В  ИНЬСКОМ ЦАРСТВЕ

Переворот в имущественных и социальных отношениях, о котором говорится в этой главе, начался, по имеющимся данным, в эпоху, предшествующую Иньскому царству, но был завершен именно в этот период.

Археологические данные показывают, что в Иньском государстве получили широкое распространение все основные земледельческие орудия: соха, плуг с   металлическим   сошником, борона,  мотыга,  а земледелие превратилось в основную  отрасль. экономики. Наряду с этим широкое развитие получают ремесла, торговля и денежные отношения. Орудия труда позволяют вести хозяйство силами небольшого   коллектива,   каким   может   быть, небольшая семья

Иньское общество и государство были рабовладельческими. Промежуточное положение между рабовладельцами и рабами занимали свободные общинники.

Господствующий класс   иньского    общества    складывается в основном из потомков  родовой  знати,  возглавляемых   семейством   (родом)  вана — правителя,    из жреческой   аристократии,  чиновников, военачальников и т. д.

Рабский труд широко применялся во всех отраслях пр-водства. Рабами владеют не только государство, но и частные лица. Юридически положение раба не отличалось от положения скота и вещи: рабов клеймили, безнаказанно убивали, сжигали в качестве искупительной жертвы; в могильниках царей Иньской династии обнаружены сотни скелетов заживо погребенных людей (или заранее умерщвленных). Это были, конечно, рабы.

Источниками рабства были военный плен, продажа в рабство за долги, продажа в рабство детей их родителями, обращение в рабство за преступление против собственности и господствующего    порядка.

Основная масса свободного населения Иньской державы — крестьяне-общинники. Характерной особенностью китайской общины была система «колодезных полей» (название находится в связи с системой ирригации).

Частной собственности на землю ёщё нет; вся она, в том числе и та, которая предоставлялась знати, считается собственностью царя. Уплачиваемый за пользование землей натуральный налог сливался в силу этого обстоятельства с рентой представляя собой, как и в древнем Египте, налог — ренту Орудия труда, дома, рабы находились в частной собственности.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Иньское государство, особенно к концу своего существования, имело форму восточной деспотии.

Политическая власть    была    сосредоточена в руках   вана-Царя.

Обожествленный, признанный «сыном неба» царь был одновременно и верховным жрецом государства. Он же был командующим армией и высшей судебной инстанцией.

Управителями различных частей и ведомств государства ван назначает главным образом своих дядей, сыновей, братьев Более мелкие должности (писцов, судей, управителей царских имении, надсмотрщиков над рабами, сборщиков налогов и пр.) занимались профессиональными чиновниками.

Иньское   государство   просуществовало   около трех веков. В XII веке до н. э. оно являло картину глубокого внутреннего разложения. Народные массы неоднократно поднимаются на восстания.   Рабы   бегут из имений и, присоединяясь к свободным общинникам, составляют вместе с ними отряды, которые нападают на «города», служившие административными центрами и местожительством  знати. Падает    военная    сила    государства. В армию начинают   зачислять   рабов. Между тем на границах Иньского царства выросли и окрепли племена, находившиеся до сих пор под властью иньских ванов и, естественно, ненавидевшие угнетателей.

В 1122 году до н. э. племена Чжоу нанесли иньской армии решительное поражение и завоевали страну. С этого времени начинается период государства Чжоу.

В период Чжоу классовое общество и государство древнего Китая получают свое дальнейшее развитие. Экономика этого периода характеризуется совершенствованием искусственного орошения, распашкой новых земель, развитием ремесла и торговли.

Положение основных классов и социальных групп чжоуского общества стало несколько иным по сравнению с иньским периодом.

Хотя некоторая часть иньской аристократии была привлечена чжоускими ванами на службу, получила поместья и вошла в состав господствующего класса, политическое преобладание оказалось в руках чжоуской аристократии. Происходит дальнейшее развитие и юридическое закрепление крупного землевладения. Обширные поместья чжоуской знати складываются из земель, захваченных в период завоевания, и земель, пожалованных ваном в пользование. К этим традиционным источникам обогащения знати прибавляются еще покупка земли и ее экспроприация на юридической основе «заклада».

Гораздо более широкие размеры приобретает в период Чжоу использование рабского труда. Рабов было много: надписи сообщают о покупке, продаже и дарении сотен и тысяч рабов, иена их была невысока: пять рабов стоили столько же, сколько одна лошадь с прибавлением одного мотка шелка. Рабы по-прежнему делятся на государственных и частных, но число последних резко увеличивается сравнительно с прошлой эпохой.

Похожие материалы

Информация о работе