Операции на тонкой и толстой кишке (на животном)

Страницы работы

Содержание работы

Практическое занятие №21

Т Е М А

ОПЕРАЦИИ

НА ТОНКОЙ И ТОЛСТОЙ КИШКЕ

(на животном)

Цель и учебные задачи. В результате проведенного занятия обучающиеся должны: знать анатомо-физиологические особенности и технику наложения кишечных анастомозов «конец в конец» и «бок в бок»; уметь – накладывать кишечные швы, приформировании упомянутых межкишечных соустий на животных; быть ознакомленным – с другимисовременными методами формирования межкишечных анастомозов, возможностями применения сшивающей аппаратуры; иметь опыт – ревизии брюшной полости, оценки жизнеспособности кишки, наложения краевых и серо-серозных кишечных швов.

Учебные вопросы и задания для подготовки к практическому занятию

1. Изучить показания к выполнению резекции кишок в экстренном и плановом порядке, а также виды резекции тонкой и толстой кишок, принципы анастамозирования полых органов живота и технику наложения кишечных анастомозов «бок в бок» и «конец в конец» и знать их сравнительную функциональную эффективность, включая недостатки и преимущества каждого из них.

2. Подготовить схематические рисунки, последовательно воспроизводящие основные этапы наложения кишечных анастомозов и типовые хирургические приемы предстоящей операции — мобилизацию кишки, формирование передних и задних губ анастомозов при наложении соустий «бок в бок» и «конец в конец», ушивание окна в брыжейке тонкой кишки.

3. Ознакомиться с комплектом специального инструментария: ранорасширитель и зажимы Микулича, кишечные жомы Кохера и Дуайена, кишечные жомы эластические прямые и изогнутые, кишечные иглы, лигатурная игла Дешана, зеркало Фритша, аппараты для сшивания кишок.

4. Отработать до совершенства технику вязания узлов.

Методические указания и задания для работы на практическом занятии

1.  Контроль исходного уровня знаний (10 мин). Преподаватель проверяет подготовленные схематические рисунки основных этапов операций и знаний слушателями последовательности оперативных действий. В соответствии с качеством подготовки к занятию формируются операционные бригады.

2.  Общая подготовка к операции. Введение животного в наркоз(10 мин). Участники операции моют руки и надевают стерильные халаты. Выделенный анестезиолог осуществляет вводный наркоз внутривенным введением 2,5% раствора тиопентала натрия, интубирует трахею и переходит на искусственную вентиляцию легких. Заполняет карту наркотизатора. Хирургическая стадия наркоза поддерживается дробным введением наркотических препаратов и местным обезболиванием раствором новокаина по ходу операции.

3.  Резекция тонкой кишки с анастомозом «бок в бок» (90 мин). Уясняют показания к резекции, виды кишечных анастомозов, готовят операционное поле, уточняют расстановку оперирующих, инструментарий.

Брюшную полость вскрывают срединным разрезом. Обращают внимание на необходимость рассечения брюшины только после того, как она приподнята двумя пинцетами. Рану брюшной полости отграничивают стерильными салфетками, закрепив последние зажимами Микулича.

После смещения сальника кверху в рану выводят петлю тонкой кишки и удерживают ее стерильной салфеткой, смоченной теплым физиологическим раствором. Производят анестезию брыжейки. Обращают внимание на признаки жизнеспособности кишки (розовый цвет, наличие перистальтических волн, пульсацию сосудов брыжейки). Устно разбирают признаки нежизнеспособности кишки.

Намечают условную границу участка кишки, подлежащего резекции, и отграничивают его зажимами. Отрабатывают технику резекции измененной петли с закрытием просвета остающихся концов.

Изучают: особенности перевязки сосудов брыжейки, удаляемого участка кишки и отсечения брыжейки; детали перевязки приводящего и отводящего участков кишки в пределах здоровых тканей и наложения кисетных швов; особенности пересечения кишки при удалении измененного участка; детали герметизации остающихся концов кишки.

Обсуждают план наложения анастомоза «бок в бок» и осуществляют его, соблюдая правила изоперистальтического формирования анастомоза без больших слепых концов, с рассечением стенки последних. Строго соблюдают принципы и последовательность наложения краевых и серозно-мышечных швов. Обсуждают «понятия «грязный» и «чистый» этапы операции, осмысливают необходимость смены белья, инструментов и мытья рук после закрытия просвета кишки краевым швом.

Практически осваивают прием определения проходимости анастомоза. Ушивают дефект в брыжейке П-образными швами, осмысливая значение этого приема. Обсуждают преимущества и недостатки анастомоза «бок в бок».

4.  Подготовка к следующей операции.Преподаватель заранее назначает следующих участников операции. Хирургическая бригада моет руки и надевает стерильные халаты.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Хирургия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
58 Kb
Скачали:
0