Разъединение и соединение тканей

Страницы работы

Содержание работы

ОБЩАЯ ОПЕРАТИВНАЯ ТЕХНИКА

Практическое занятие №1

Т Е М А

РАЗЪЕДИНЕНИЕ И СОЕДИНЕНИЕ ТКАНЕЙ

Цель и учебные задачи. В результате проведенного занятия обучающиеся должны: знать – основное оборудование операционной, состав, расстановку и порядок работы хирургической бригады, правила обработки и отграничения операционного поля, классификацию и назначение общехирургического инструментария и шовного материала; уметь – пользоваться типовым хирургическим инструментарием при разъединении и соединении тканей;  быть ознакомленным – с  основными приемами местной анестезии, способами гемостаза в ране, современными видами  шовного материала, швов и узлов, а также с перспективными направлениями совершенствования способов разъединения и соединения тканей; иметь опыт – выполнения инфильтрационной анестезии, правильного пользования основными хирургическими инструментами при разъединении и соединении тканей, завязывания простого, морского и хирургического узлов, снятия швов.

Учебные вопросы и задания для подготовки к практическому занятию

1.  Изучить оборудование операционной, классификацию хирургического инструментария, шовный и перевязочный материал, порядок отработки и отграничения операционного поля, виды и технику местной анестезии, правила послойного рассечения мягких тканей, способы остановки кровотечения в ране, принципы и технику соединения тканей, виды хирургических швов и узлов и порядок их снятия.

2.  Изучить общехирургический инструментарий: режущий, вспомогательный, для остановки кровотечения и соединения тканей; виды и классификацию шовного материала.

3.  Отработать (самостоятельно или в тренажерном классе кафедры оперативной хирургии) технику вязания простого, морского и хирургического узлов.

Методические указания и задания для работы на практическом занятии

1. Контроль исходного уровня знаний (10 мин). В порядке знакомства с учебной группой в журнале учета успеваемости  и практических навыков фиксируются экзаменационные оценки по основным смежным дисциплинам – нормальной анатомии и гистологии.

2. Общие организационные установки (10 мин). Обучаемые знакомятся с правилами поведения в операционных кафедры, возможностях индивидуальной работы во внеаудиторное время, порядком приема отработок и т.д. Преподаватель назначает постоянных дежурного по учебной операционной и курсантов, обеспечивающих доставку трупа из консервационного отделения. Демонстрируется витрина с рекомендованной учебной литературой (основной и дополнительной).

3. Знакомство с общим оборудованием операционной (15 мин). Операционный стол, столики наркотизатора, операционной сестры, подсобные столики – для растворов и реанимационный, инструментальные шкафы, порядок укладки в них инструментов.

4. Определение состава и расположения хирургической бригады у операционного стола (5 мин). Уточняют функциональные обязанности хирурга, первый и второй ассистента, операционной сестры, их расстановку и общие задачи в ходе операции.

5. Знакомство с общим хирургическим инструментарием (20 мин). После уточнения классификации хирургического инструментария операционная сестра оснащает рабочий столик в соответствии с перечнем приложения 1. Преподаватель объясняет назначение и порядок размещения инструментов на столике операционной сестры (рис.1), а также варианты расположения столика во время хирургической операции, правила подачи и приема следующих инструментов:

Рис. 1. Рекомендуемый порядок размещения общехирургического инструментария и оснащения передвижного столика операционной сестры.

а) режущие и вспомогательные инструменты для разъединения тканей: брюшистый и остроконечный скальпели, ножницы прямы и изогнутые, пинцеты хирургические и анатомические, крючки пластинчатые, крючки зубчатые (острые и тупые), зонд желобоватый пуговчатый, зонд Кохера;

б) инструменты для остановки кровотечения в ране: кровоостанавливающие зажимы Пеана, Бильрота, Кохера, Холстеда, лигатурные иглы Дешана (правая и левая), Купера;

в) инструменты для соединения тканей: иглодержатели Матье, Хегера, Троянова, иглы режущие, колющие (прямые, изогнутые), атравматические;

г) шовный и перевязочный материал, подсобный инструментарий: кетгут, шелк, капрон разных номеров; салфетки большие и малые, марлевые шарики, шприцы 2, 10 и 20 мл и иглы к ним; зажимы для фиксации белья, корнцанг.

Правила пользования каждым инструментом слушатели изучают практически при выполнения соответствующих этапов операции.

6. Подготовка операционного поля на передней поверхности бедра (5 мин). Преподаватель обращает внимание на необходимость и порядок обработки рук хирурги и помощников. В намеченном для операции месте (плечо, бедро и др.) обрабатывают последовательно кожу бензином, 70% спиртом и 5% настойкой йода, обсуждая значение и суть этих элементов. Намечают линию разреза и отграничивают операционное поле бельем.

      7. Изучение техники местной анестезии (10 мин). Уясняют виды местной анестезии (инфильтрационная, футлярная, проводниковая, внутрикостная, внутривенная и др.) и механизмы действия разных концентраций анестетика и путей его введения. Отрабатывают технику инфильтрационной анестезии, обращая внимание на правильное владение шприцем, способы контроля глубины введения иглы при внутрикожной, подкожной и подфасциальной инфильтрации. Кожно-подкожную анестезию производит каждый слушатель. Обсуждаются различия в болевой чувствительности разных тканей.

8. Изучение техники рассечения мягких тканей (до кости) на передней поверхности бедра (20 мин). Подчеркивается общий принцип разъединения тканей – строгая послойность. Оценивают различные позиции держания ножа при разных видах разрезов. Обсуждая правильность выполнения приемов, рассекают кожу, подкожную клетчатку, апоневроз. Мышцу разъединяют тупым путем по ходу волокон. Отрабатывают технику временной (сдавление шариком, захватывание зажимом) и окончательной (перевязка, торзия, прошивание) остановки кровотечения. Обсуждают возможности использования диатермии, электроножей, лазерных и плазменных скальпелей при разъединении тканей, их преимущества и недостатки. Демонстрируются гемостатические материалы (губка, вата, порошок, марля и др.).

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Хирургия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
51 Kb
Скачали:
0