Практическое занятие № 11
Т Е М А
ТОПОГРАФО-АНАТОМИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ
ОПЕРАЦИЙ В ОБЛАСТИ ЛИЦА
Цель и учебные задачи. В результате проведенного занятия обучающиеся должны: знать – топографическую анатомию боковой области лица и его глубоких отделов, расположение клетчаточных пространств и пути распространения гнойных затеков на лице, хирургическую анатомию лицевого нерва и околоушной слюнной железы, принципы дренирования гнойников в области лица; уметь – ориентироваться в операционной ране на лице, правильно выполнять на трупе разрезы для дренирования околочелюстных клетчаточных пространств и при гнойном паротите; быть ознакомленными – с особенностями техники наложения швов на лице, возможностями современной пластической и эстетической хирургии лица; иметь опыт - ориентироваться в операционной ране изучаемых областей лица, пользоваться специальными хирургическими инструментами.
Учебные вопросы и задания для подготовки к практическим занятиям
1. Изучить топографическую анатомию боковой области лица: слои, их особенности, васкуляризацию и иннервацию; хирургическую анатомию ветвей лицевого и тройничного нервов околоушной железы.
2. Изучить топографию клетчаточных пространств, сосудов и нервов глубоких отделов лица.
3. Изучить топографо-анатомическиеобоснования и технику разрезов на лице для дренирования гнойных процессов в клетчаточных пространствах лица и при гнойном паротите.
4. Изучить принципы хирургической обработки ран челюстно-лицевой области, технику наложенияшвов на лице, в том числе пластиночных.
5. Изучить специальные хирургические инструменты.
Методические указания и задания для работы на практическом занятии
1. Письменный опрос методом заполнения контрольных карт (10 мин.)
2. Изучение топографической анатомии боковой области лица (50 мин). На трупе уточняют границы областей лица, рассматривают ориентиры, уточняют зоны иннервации кожи. Производят послойную препаровку в боковой области лица. Лоскут кожи выкраивают в пределах околоушно-жевательной и задней части щечной области с основанием к наружному слуховому проходу (рис. 8).
Рис.8. Форма и направление кожных разрезов при изучении топографической анатомии лицевого отдела головы.
Во время препарирования разбирают особенности строения слоев, кровоснабжение и иннервацию тканей лица, зоны лимфооттока, топографию выводного протока околоушной слюнной железы.
Ориентируясь на передний край жевательной мышцы, обнажают лицевую артерию и сопровождающую ее вену и прослеживают их на протяжении 2-3 см, обращая внимание на извилистость хода артерии (подвижность тканей лица). В процессе выделения этих сосудов разбирают дальнейший ход артерии и вены, а также анастомозы их с сосудами глазницы. Подчеркивают практическое значение связей между венами лица и внутричерепными венозными образованиями (возможность распространения воспалительного процесса с мягких тканей лица на синусы твердой мозговой оболочки). Ниже скуловой дуги находят поперечную артерию лица.
Отыскивают и выпрепаровывают проток околоушной слюнной железы вплоть до слизистой рта. Отмечают возможность образования наружных свищей при повреждении этого протока.
2. Изучение хирургической анатомии лицевого нерва и околоушной слюнной железы (35 мин). Препарируя собственную фасцию, уясняют ее связь с околоушной железой и образование фасциального ложа, слабые места в фасциальном футляре. Производят препаровку ветвей лицевого нерва в толще околоушной слюнной железы. Разбирают хирургическую анатомию внечерепного отдела лицевого нерва. Подчеркивают опасность повреждения ветвей лицевого нерва при разрезах. Производят препаровку околоушной слюнной железы, отделяют ее от жевательной мышцы, оттягивают кзади, оценивают топографию в целом. Уточняют положение сосудов (наружная сонная артерия с ее конечными ветвями и позадичелюстная вена) и нервов (лицевого и ушно-височного) в толще железы. Рассматривают взаимоотношение околоушной железы и окологлоточной клетчатки. Обсуждают возможности резекции слюнной железы с сохранением ветвей лицевого нерва.
3. Изучение топографической анатомии глубокого отдела боковой области лица (30 мин). Жевательную мышцу рассекают у нижнего края челюсти, отделяют от кости и отворачивают кверху. Поднадкостнично резецируют ветвь нижней челюсти, выделяют сосуды и нервы. Рассматривают топографию сосудов, нервов, околочелюстных пространств (жевательно-челюстного, челюстно-крыловидного, межкрыловидного). При этом разбирают возможные пути распространения гнойных процессов в глубоких отделах боковой области лица, топографо-анатомические обоснования разрезов для вскрытия и дренирования околочелюстных клеточных пространств при флегмонах.
Рассматривают топографо-анатомические обоснования способов местной анестезии в области лица. С помощью длинной иглы демонстрируется возможность мандибулярной анестезии (внутриротовой и внеротовой способы).
4. Топографо-анатомические обоснования разрезов для вскрытия и дренирования околочелюстных клетчаточных пространств и при гнойном паротите (20 мин). После разбора основных локализаций гнойных процессов в области лица разбирают топографо-анатомические обоснования разрезов при гнойниках околоушной слюнной железы. Производят разрез в области угла нижней челюсти и над околоушной слюнной железой (по В. Ф. Войно-Ясенецкому). По зонду рассекают капсулу железы, обсуждают приемы щадящей оперативной техники (сохранение ветвей лицевого нерва). Обсуждают виды разрезов и способы дренирования при других локализациях гнойников. Для уменьшения косметических дефектов подчеркивают необходимость проводить разрезы в соответствии с естественными складками лица или внутриротовые разрезы.
5. Хирургическая обработка ран челюстно-лицевой области (15 мин.). Особое внимание обращают на хирургическую обработку ран мягких тканей лица, на особенности хирургической обработки ран, наносимых современными ранящими средствами. Подчеркивают принципиальную разницу в методах первичной хирургической обработки ран на туловище, конечностях и в челюстно-лицевой области (не выполняются широкое рассечение и иссечение тканей, отсроченные швы).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.