11. Обнажение седалищного нерва (10 мин). Смена хирургической бригады. Определяют показания и общие принципы обнажения нервов (преимущество окольных доступов, большая величина разрезов, измененная топография нервов при повреждениях). Рассматривают зоны выпадения двигательной и чувствительной иннервации при повреждении седалищного нерва. Хирург намечает линию разреза по проекции нерва. Послойно обнажают седалищный нерв в средней трети бедра. Обсуждают возможности и особенности обнажения седалищного нерва на разных уровнях.
12. Обнажение общего малоберцового нерва. Шов нерва (15 мин). С новой хирургической бригадой разбирают показания к обнажению нерва,зонывыпадения чувствительной и двигательной иннервации при его повреждениях. Пользуясь костно-мышечными ориентирами, обозначают проекционную линию. Послойно обнажают общий .малоберцовый нерв вобласти головки малоберцовой кости.
Шов нерва. Определяют показания к операции, сроки ее выполнения. Уточняют общие принципы и детали строения нервного ствола, изменения центрального и периферического концов после травмы (образование невромы и фиброшванномы).Пересекают общий малоберцовый нерв. Накладывают эпиневральный шов. В процессе операции разбирают анатомо-физиологические основы шва нерва, условия, способствующие успеху операции, типичные ошибки, особенности регенерации нерва после шва в сравнении с другими тканями.
13.Обнажение срединного нерва в нижней трети предплечья (10 мин). Смена хирургической бригады. В положении трупа «лежа на спине» после подготовки к операции и отграничения операционного поля нерв послойно обнажают по проекционной линии. Шов раны.
14.Обнажение лучевого нерва на середине плеча (10 мин). Новая хирургическая бригада по проекционной линии из типового латерального доступа обнажает лучевой нерв. Рану ушивают.
15. Демонстрация учебного видеофильма «Сосудистый шов» (10 мин)
Заключение
Обращают внимание на различия в длине разрезов при доступах к сосудам и нервам, а также на особенности регенерации нервов. Подводятся итоги занятия. Выставляются итоговые оценки за практическое занятие с учетом исходного уровня знаний, ответов по ходу выполнения операций, качества отработки практических навыков, а также ответов на некоторые контрольные вопросы из предлагаемого перечня. Учитывая особенности последующего занятия (операции на животном) дается персональное задание курсантам для совершенствования хирургических навыков во внеаудиторное время, в т.ч. в тренажерном классе кафедры.
Контрольные вопросы
1. Как учитывать анатомо-физиологическую взаимосвязь элементов сосудисто-нервного пучка при операциях на артериях,нервах, венах?
2. Как остановить вторичное кровотечение из гнойной раны кисти или предплечья?
3. Как анатомически правильно выбрать уровень перевязки плечевой артерии на протяжении при ее повреждении в средней трети?
4. В чем преимущества окольных доступов к крупным сосудам и 'нервам?
5. Где в случае необходимости выгоднее перевязать подмышечную артерию: выше или ниже отхождения от нее подлопаточной? Почему?
6. Какие приемы способствуют улучшению коллатерального кровообращения при ранениях и перевязках крупных артерий верхней и нижней конечностей?
7. Когда и почему лучше формируются окольные пути кровообращения:
а) при перевязке бедренной артерии выше или ниже глубокой артерии бедра?
б) при перевязке подколенной артерии выше или ниже верхних артерий колена?
8. Каковы различия в уровнях обнажения подколенной артерии по способу Пирогова и доступом через Жоберову ямку?
9. Соблюдение каких условий способствует успеху операции шва нерва?
10. Какие требования предъявляются к шву нерва?
11. Почему необходима иммобилизация конечности после шва нерва? Чем определяется срок иммобилизации?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.