Топографическая анатомия бедра и ягодичной области

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Практическое занятие №3

Т Е М А

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ БЕДРА И ЯГОДИЧНОЙ ОБЛАСТИ

Цель и учебные задачи. В результате проведенного занятия курсантыдолжны: знать— строение костно-фасциальных футляров иканалов, хирургическую анатомию основных сосудисто-нервных пучков изучаемых областей, пути распространения гематом и гнойныхзатеков; уметь — ориентироваться в операционной ране при выполнении операций на бедре и ягодичной области, выполнять на трупефутлярную новокаиновуюблокаду бедра.; быть ознакомленными — с индивидуальнымиразличиями в строении сосудов, нервов и других анатомических образований в изучаемой области (в свете учения Шевкуненко В. Н.); иметь опыт - владения общехирургическими инструментами, послойного препарирования тканей в изучаемых областях

Учебные вопросы и задания для подготовки к практическому занятию

1. Изучить топографическую анатомию передней и задней областей бедра, хирургическуюанатомию сосудисто-нервныхпучков в бедренном треугольнике, запирательном и бедренно-подколенном каналах.

2. Изучить топографическую анатомию ягодичной области, хирургическую анатомию сосудисто-нервных пучков и фасциально-клетчаточных образований. Связь с клетчаткой соседних областей. Пути распространения гематом и гноя. Разрезы при гнойных затеках.

3.Изучить технику блокады бедренного и седалищного нервов, футлярной анестезии бедра.

4. Повторить общехирургическийинструментарий и его предназначение.


Методические указания и задания для работы на практическом занятии

1.  Контроль исходного уровня знаний (10 мин) проводится путем письменного опросаметодом заполнения контрольных карт.

2.  Изучение передней области бедра (40 мин). На трупе изучают границы и внешние ориентиры передней области бедра. Распределяют обязанностипрепарирующего, ассистентов, операционнойсестры. Отграничивают бельем поле препаровки в пределах бедренного треугольника. Послойно препарируют переднюю область бедра в пределах бедренного треугольника. Лоскут  выкраивают по границам области основанием к паховой связке (рис. 3).

Рис. 3. Форма и направление кожных разрезов при изучении топографии бедренного треугольника.

В процессе препаровки изучают слои, ихособенности и содержащиеся образования. Определяют положение большой подкожной вены ноги, оценивают практическое значение деталей ее строения при оперативных вмешательствах в связи синдивидуальной изменчивостью. Изучают положение фасциальных листков иотрогов, их отношение к бедренным сосудам инервам. Распрепаровывая клетчатку, выделяютбедренную артерию и вену с их ветвями на протяжении бедренного треугольника. Обращают внимание на уровень отхожденияглубокой артерии бедра. Уточняют понятие «сосудисто-нервный пучок» на протяжении бедренного треугольника и его индивидуальныеразличия. Обсуждают возможные ошибки при операциях на сосудах и нервах в пределах бедренного треугольника. Рассекают глубокий листок широкой фасции снаружи от артерии. Выделяют и уточняют положение бедренного нерва. Преподаватель демонстрирует технику его новокаиновой блокады, обсуждая значение при ранениях и травмах. Изучают топографию поверхностных и глубоких лимфоузлов, а также пути регионарного лимфооттока. Обсуждают возможные различия в их расположении, значение этих различий в практике. Осмысливают возможные пути распространения гематом и гнойных затеков из изучаемой области. Обсуждают механизм образования бедренного канала при наличии бедренной грыжи, его строение, значение в практике.

3. Изучение топографической анатомии запирательного канала (15 мин). Разделяя и оттягивая мышцы (длинную приводящую, гребешковую, короткую приводящую), демонстрируют передние и задние ветви запирательного сосудисто-нервного пучка у наружного отверстия канала. На препарате таза и рисунках уточняют топографию запирательного канала, оценивают возможные пути распространения гематом и гнойных затеков, образование грыж.

4. Изучение топографии бедренно-подколенного канала (10 мин). Используя препараты и таблицы, рассматривают стенки бедренно-подколенного канала,отверстия, обсуждают состав сосудисто-нервного пучка, проходящего в канале, взаиморасположение его элементов.

Переворачивают труп, укладывают его в положение «лежа на животе».

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Физиология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
55 Kb
Скачали:
0