МЕТОДИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭКСПРЕСС-САМОРЕГУЛЯЦИИ.
Методика состоит из 3 занятий.
ЗАНЯТИЕ N-1.
Общее время: 40-50 мин.
1. Вступление. 5-10 мин.
2. Непосредственно занятие 30 мин.
3. Подведение итогов: 5-10мин..
1. ВСТУПЛЕНИЕ.
1. Основные цели:
1.1. Формирование уверенности в своих силах, наличии внутренних ресурсов необходимых для процессов самооздоравления. С приведением примеров указывается, что каждый человек обладает внутренними резервами, механизмами саморегуляции и саногенеза (например: самостоятельное заживление ран, естественный сон, регуляция внутренних функций организма и т.д.).
1.2. Знакомство с понятием ПСР. Обучаемые знакомятся с понятием психической саморегуляции, которое определяется через способность входить в "особое состояние", характеризующееся возросшей способностью управления своим психоэмоциональным и физическим состоянием. Приводятся некоторые характеристики этого состояния - редукция внутреннего диалога, релаксация, приятное чувство отдыха и покоя. Подчеркивается, что в этом состоянии наше "Я" лишь наблюдает за происходящими изменениями и не нужно пытаться анализировать происходящие во время сеанса изменения и тем более вмешиваться в них, а "просто довериться мудрости своего организма, процессам саморегуляции, протекающим в нем".
1.3. Создание мотивации (активной установки) на освоение методики. Разъясняется полезность и доступность освоения "особого состояния ПСР" с помощью предлагаемой методики с целью достижения в короткие сроки состояния релаксации, возможности полноценно отдохнуть, восстановить силы за это время, самостоятельно решать свои проблемы в этом состоянии. Приводятся соответствующие примеры. Подчеркивается необходимость выполнения инструкций во время занятий и самостоятельной работы в дальнейшем.
1.4. Подчеркивается необходимость "активного сотрудничества" выражающаяся в направленности внимания во время проведения основной части на слова ведущего, музыку и возникающие ощущения. Разъясняется, что в этом состоянии могут возникать различные психические феномены (телесные ощущения, зрительные образы, звуки, отдельные непроизвольные движения и т.д.), необходимые для "позитивных, полезных, желаемых изменений". (Таким образом создается "неопределенная конструктивная ус
тановка", направавленная на ожидание этих 1полезных 0 изменений и активация подсознательного процессов, нужных для них.)
1.5. Ответы на вопросы.
ЗАНЯТИЕ №1.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Как известно, для того, чтобы человек мог жить полноценной, счастливой жизнью, ему необходимо быть здоровым как физически, так и психически. И практически всегда эти два аспекта здоровья идут рука об руку, являясь сторонами одной медали. Вот почему столь часто заболева-
ния тела или так называемые соматические заболевания ведут к тем или иным расстройствам психических функций. И точно такимже образом психические заболевания ведут к патологическим изменениям психологического статуса.
Многие наши болезни, традиционно считаемые сугубо соматическими, часто имеют в своей основе какие либо психические расстройства, вызванные стрессовыми ситуациями, неотреагированными эмоциями или конфликтными ситуациями. Это имеет особое значение в жизни современного человека, который подвергается воздействию самых разнообразных психоэмоциональных, социальных и, так называемых, "профессиональных" стрессовых факторов.
Из всего вышесказанного логично вытекает, что подход к восстановлению, сохранению и укреплению здоровья человека должен быть интегрированным, т.е. способным объединять лечебное воздействие на психическую и физическую сферы.
Одним из основных методов профилактики и коррекции, как психических, так и соматических расстройств является психотерапия, представленная в настоящее время разнообразными направлениями и методиками. Наиболее простыми, доступными в освоении и использовании являются методики психической саморегуляции (ПСР).
В результате освоения методик ПСР человек обучается контролировать и регулировать некоторые психические и физиологические процессы в своем организме. Наиболее важными задачами ПСР являются: повышение толерантности к стрессовой ситуации, снижение эмоциональной напряженности, обучению самостоятельной релаксации и мобилизации своих сил в необходимых ситуациях.
Во многих методиках ПСР используется один и тот же принцип: введение человека в измененное состояние сознания (ИСС), в котором возрастает активность подсознательных процессов при сознательном покое. ИСС или трансовые состояния характеризуются максимальной концентрацией на внутренних ощущениях. Это достигается (состояния с ограниченным фокусом внимания направленным внутрь). Не следует считать, что ИСС являются полностью необычными для человека. Состояния с ограниченным фокусом внимания довольно часто встречаются в повседневной жизни каждого человека. Это может быть, например, чтение интересной книги, или долгая монотонная поездка на автомобиле по знакомой дороге, или длительное пребывание в лифте и т.д. И, наверное, Вам нетрудно вспомнить ситуации, когда Вы как бы отключались от внешнего мира, сосредотачивая свое внимание на каких-то внутренних образах, воспоминаниях, чувствах, ощущениях. И, наверное, Вы не раз замечали, что Вы как будто смотрите сквозь предметы, не замачая их.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.