Цели и задачи личностно-ориентированной психотерапии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

обеспечивающий целевое формирование готовности организма к определенному действию (реакции) и при необходимости его реализацию,  причем характерным свойством его является то, что ситуация или действие, продуцированные здесь психической активностью организма,  имеет более важное значение  и оказывает подчас более выраженное влияние на него, чем реальная ситуация." Необходимым условием для овладения приемами самовнушения являются концентрированное самонаблюдение за протеканием внутренних процессов и представление желаемого изменения.

Принципиальным механизмом АТ является формирование устойчивых связей между словесными формулировками ("самоприказами") и возникновением определенных состояний в различных психофизиологических системах. Формулы самовнушения представляют собой субъективные маркеры, опосредованно отражающие сложные комплексы чувственных представлений: органических ощущений, чувства мышечного напряжения, эмоционально окрашенных образов и т.д.. На этапе развитого овладения АТ применяется фиксированный набор формул  самовнушения, позволяющий  быстро вызвать необходимые ощущения (состояние) по рефлекторному пути.  Однако для достижения действенности таких связей необходим этап длительного и активного обучения с целью выработки приемов саморефлексии, индивидуально используемых систем образных представлений и идеомоторных актов.

При этом даже если текст формул самовнушения  поступает со стороны - от ведущего занятия, он представляет собой материал для внутренней речи  занимающегося,  служит как бы внешней подсказкой для  "речи для себя". В других случаях формулы самовнушения вкраплены в более широкий контекст внушающих воздействий, оказываемых со стороны ведущего занятия. Эту форму самовнушения на базе АТ называют гетеротренингом (от греч. geteros - другой).

Если методика ПНМР,  предложенная Э. Джекобсоном,  сохранилась на всем протяжении времени практически неизменной, то этого же нельзя сказать об аутогенной тренировке (АТ).  АТ послужила  основой для создания многочисленных модификаций и видоизменений классической методики И.Г.Шульца.

Первый ряд причин, повлекший специфическую трансформацию АТ, распадается на две составляющие.

Во-первых,  - это фактор времени, т.е. то время, которое необходимо затратить обучаемому на овладевание навыками саморегуляции. Напомним,  что уже первая ступень АТ (АТ-I), в ее классическом варианте, требует для своего полноценного освоения 3-4 месяца. Такой длительный срок освоения  АТ-I накладывал серьезные ограничения на ее применение даже в условиях клиники, что связано с ограниченным сроком нахождения больных в стационаре (как правило, не более двух месяцев). С учетом высокого темпа современной жизни возникали достаточно серьезные проблемы и при применении ее в амбулаторной практике.

Во-вторых, в большинстве случаев результаты от занятий АТ становятся очевидными для обучающихся лишь по прошествии достаточно длительного времени. Это подразумевает необходимость изначально высокой мотивации для освоения АТ, наличие определенных личностных качеств (таких как высокой уверенности в своих силах,  определенных навыков  саморефлексии и т.д.).

Первое направление многочисленных модификаций АТ преследует

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психиатрия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
306 Kb
Скачали:
0