Изменения в организме женщины при беременности. Физиологические изменения организма

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Для преподавателей

Экз. № ……

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы

«……» ……………… 200… г.

К.М.Н. ассистент 

Методическая разработка для проведения

Практического занятия № 23

на тему:  Изменения в организме женщины пи беременности

для курсантов  5 курсов факультетов подготовки врачей

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

протокол № ……

дата утверждения  ……………………….

Уточнено (дополнено):  «_____»_____________ 200 …  г.

_____________

 (подпись)

Санкт-Петербург

200 …


Тема : «Изменения в организме женщины при беременности».

Учебные и воспитательные цели:

Цель занятия: Ознакомить курсантов с физиологическими изменениями в организме женщины при беременности по данным клинических, лабораторных и инструментальных методов исследования в зависимости от срока беременности:

1)   сердечно-сосудистой системе;

2)  органах кроветворения;

3)  свертывающей системе крови;

4)  изменения в обмене веществ (белкового, углеводного, липидного, минерального, водного);

5)  дыхательной системе;

6)  эндокринной системе;

7)  в системе органов пищеварения;

8)  в центральной и периферической нервной системе;

9)  иммунной системе;

10) половых органах;

11) мочевыделительной системе;

12) системе опорно-двигательных органов;

13) коже;

14) в молочных железах.

Частные цели занятия:

На основании анамнеза, данных общего и специального осмотра, а также результатов дополнительных методов исследования, обнаружить, возникающие при беременности, физиологические изменения в следующих органах и системах:

1)  сердечно-сосудистой системе;

2)  органах кроветворения;

3)  свертывающей системе крови;

4)  изменения в обмене веществ (белкового, углеводного, липидного, минерального, водного);

5)  дыхательной системе;

6)  эндокринной системе;

7)  в системе органов пищеварения;

8)  в центральной и периферической нервной системе;

9)  иммунной системе;

10)половых органах;

11) мочевыделительной системе;

12) системе опорно-двигательных органов;

13) коже;

14) в молочных железах.

Практические навыки:

1.  общий осмотр беременной, в том числе осмотр по органам и системам;

2.  пальпация молочных желез;

3.  определение высоты стояния дна матки;

4.  осмотр в зеркалах, влагалищное исследование;

5.  интерпретировать изменения результатов лабораторных, инструментальных методов исследования, связанных с физиологическими изменениями во время беременности.

Частная методика преподавания:

-  при изучении темы привлекать беременных, находящихся на лечении и обследовании в гинекологическом и дородовом отделениях;

-  при обучении общему и специальному осмотру использовать аппараты и инструментарий, которым оснащены клиника, в том числе, отделения и смотровые кабинеты (фонендоскоп, аппарат измерения артериального давления, электрокардиотокограф, сантиметровые ленты, смотровые зеркала);

-  при изучении вопроса об изменениях в сердечно-сосудистой системе использовать данные ЭКГ женщин с беременностью I, II и III триместров;

-  при обсуждении изменений, выявляемых с помощью лабораторных методов исследования, широко использовать результаты анализов крови, мочи, имеющиеся в медицинской документации (диспансерная книжка беременной, истории болезни, родов) женщин с беременностью I, II и III триместров, находящихся на лечении и обследовании в гинекологическом и дородовом отделениях;

Учебное время: 4 часа.

Учебно-методическое обеспечение:

Занятие проводится в гинекологическом и дородовом отделении. Курсанты курируют 3-4 беременных. Целесообразно обследовать беременных с различными сроками беременности (1-м, 2-м и 3-м триместрах беременности).

Литература основная:

1.  Айламазян Э.К. Акушерство: Учебник для студентов мед. вузов. – СПб.: Специальная литература, 2004

2.  Руководство к практическим занятиям по акушерству и перинатологии/ Под.ред.проф.Ю.В.Цвелева и д.м.н.В.Г. а. - СПб.:ООО Фолиант, 2007. - 640с.

Литература дополнительная:

1.  Механизмы адаптации   и дизадаптации гемостаза при беременности. Сидельникова В.М., Шмаков Р.Г.  «Триада-Х», Москва, 2004,192 с.

2.  Ранние сроки беременности / Под ред. проф. В.Е. Радзинского и А.А. Оразмурадова. — М., 2005. — 448 с.

3.  Лабораторная диагностика в акушерстве и гинекологии: Справочник. Таранов А.Г. - 3-е изд., стереотипное. - М.: ЭликсКом, 2004. - 80 с: ил.

4.  Клинический анализ лабораторных данных/Чиркин А. А. — М.: Мед. лит., 2005. — 384 с: ил.

5.  Перинатальное акушерство. Учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений/Под ред. проф. В.Б.Цхай — М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. —416 с

6.  Акушерство и гинекология. Ч.Бекман, Ф.Линг М.:Мед.литература. 2004.

7.  Наглядные акушерство и гинекология. Э.Норвитц, Д.Шордж ГОЭТАР-Мед. 2003.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ И РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ:

N п/п

Виды и формы занятий, учебные вопросы

Время, мин.

1

Введение

5

2

Контроль исходного уровня знаний

40

3

Самостоятельная работа курсантов под контролем  преподавателя

45

4

Тематический обход

45

5

Клинический разбор

35

6

Заключение, подведение итогов занятия

10

Введение

Беременность – физиологическое состояние, возникающее вследствие имплантации и развития плодного яйца

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
278 Kb
Скачали:
0