Основные акушерские операции. Оперативное вмешательство в акушерстве

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Для преподавателей

Экз. № ……

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы

«……» ……………… 200… г.

К.М.Н. преподаватель подполковник м/с

Методическая разработка для проведения

Практического занятия № 43

на тему:  Основные акушерские операции.

для курсантов  5 курсов факультетов подготовки врачей

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

протокол № …….

дата утверждения ……………………

Уточнено (дополнено):  «_____»_____________ 200 …  г.

_____________

 (подпись)

Санкт-Петербург

200 …


Учебные группы:  слушатели 2, 3, 4, 5 факультетов подготовки врачей, учебная группа в количестве 8-9 человек.

Учебное время - одно занятие - 4  часа.

ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ:

  1. Подготовка реферативных сообщений (Вклад ученых кафедры акушерства и гинекологии ВМедА в разработку и внедрение оперативных вмешательств в акушерстве: А. Я. Крассовский, А.И. Лебедев).
  2. Использование технических средств обучения (видеомагнитофон, телевизор, видеофильм «КЕСАРЕВО СЕЧЕНИЕ»).
  3. Использование наглядных пособий (акушерский фантом, акушерские щипцы, вакуум-экстрактор, набор инструментов для операции артифициального аборта).
  4. Решение ситуационных задач (стр. 9 методического пособия).

Учебные и воспитательные цели.

Цель занятия: ознакомить слушателей с показаниями, условиями и техникой выполнения основных акушерских операций, а также с осложнениями, возникающими в послеоперационном периоде.

Частные цели занятия:

1. Слушатели должны уметь правильно определятьпоказания и противопоказания к следующим акушерским операциям:

-  артифициальный аборт;

-  наложение выходных и полостных акушерских щипцов;

-  вакуум-экстракция плода;

-  кесарево сечение (в нижнем сегменте матки и корпоральное);

-  различным видам плодоразрушающих операций (эмбриотомии).

2. Ознакомиться с техникой выполнения таких акушерских операций как кесарево сечение, искусственный аборт.

3. Знать особенности ведения послеоперационного периода у акушерских больных.

Учебно-материальное обеспечение:

1.  Для проведения занятия необходимо иметь двух-трёх беременных с поздними сроками беременности или родильниц, которым предстоят или уже произведены акушерские операции и двух-трёх пациенток с беременностью раннего срока, поступивших для  прерывания беременности.

2.  Литература.

а) основная:

1.  Айламазян Э.К. Акушерство: Учебник для студентов мед. вузов. – СПб.: Специальная литература, 2007.

2.  Руководство к практическим занятиям по акушерству: Под ред. проф. Цвелева Ю.В. и д.м.н. а В.Г.  СПб., Фолиант, 2007.

б) дополнительная:

1. Савельева Г.М.  Акушерство. М., ГЭОТАР, 2004.

2. Чернуха Е.А. Родовой блок. Руководство для врачей. – М., «Триада-Х», 2005. – 712 с.

3. Акушерство от десяти учителей: Пер. с англ. / - Под ред. С. Кэмпбелла и К.Лиза – 17-е изд. – М.: МИА, 2004. – 464 с.

4. Наглядные акушерство и гинекология: Пер. с англ. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 144 с.

3. Технические средства обучения:

Видеомагнитофон, телевизор, учебный видеофильм «Кесарево сечение».

4. Наглядные пособия.

Акушерские щипцы модели Симпсона-Феноменова, вакуум-экстрактор модели Мальмстрёма, набор инструментов для производства артифицииального аборта, набор слайдов, таблиц.

План проведения занятия и расчет учебного времени.

Учебные вопросы                                          

Время (мин)

Введение

5

Контроль исходного уровня знаний слушателей

20

Контроль усвоения слушателями основных этапов схемы обследования больной

20

Перерыв

10

Самостоятельная работа слушателей под руководством преподавателя

30

Клинический разбор

15

Перерыв

Клинический разбор

20

Работа в операционной

25

Перерыв

10

Просмотр видеофильма

20

Решение ситуационных задач, контрольные мероприятия

20

Подведение итогов занятия

Заключение

5

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ  ЗАНЯТИЯ

1. ВВЕДЕНИЕ

В современном акушерстве отмечается тенденция к увеличению частоты оперативных вмешательств. Акушерские операции производятся во время беременности, родов и в раннем послеродовом периоде.

Условно их можно разделить на:

  1. операции, направленные на сохранение беременности (рассматриваются на занятии  «Невынашивание беременности»);
  2. прерывание беременности (искусственный аборт);
  3. операции, выполняемые во время родов:

а)- подготовительные (подготовка родовых путей к родам –  амниотомия, рассечение тканей промежности);

б)- родоразрешающие (ускорение рождения ребенка в случае возникновения угрозы для его здоровья и жизни – кесарево сечение, акушерские щипцы, вакуум-экстрация плода);

в)- плодоразрушающие (краниотомия, эмбриотомия, спондилотомия, клейдотомия)

  1. операции, выполняемые в последовом и послеродовом периодах (ручное отделение плаценты и выделение последа, ручное обследование полости матки, зашивание разрывов шейки матки, перинеораффия)

Акушерские операции следует отличать от акушерских пособий. Пособия применяются во время родов и обусловлены необходимостью с помощью рук ведущего роды ускорить рождение плода через родовые пути, сохраняя по возможности естественный механизм родов.

На занятии разбираются  акушерские операции непосредственно направленные на окончание беременности и родов. (брюшностеночные или влагалищные), которые имеют целью извлечение плода живого или мертвого, доношенного

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
270 Kb
Скачали:
0