Для преподавателей Экз. № …… |
«УТВЕРЖДАЮ» Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы
«……» ……………… 200… г. |
К.М.Н. преподаватель подполковник м/с
Методическая разработка для проведения
Практического занятия № 43
на тему: Основные акушерские операции.
для курсантов 5 курсов факультетов подготовки врачей
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры
протокол № …….
дата утверждения ……………………
Уточнено (дополнено): «_____»_____________ 200 … г.
_____________
(подпись)
Санкт-Петербург
200 …
Учебные группы: слушатели 2, 3, 4, 5 факультетов подготовки врачей, учебная группа в количестве 8-9 человек.
Учебное время - одно занятие - 4 часа.
ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ:
Учебные и воспитательные цели.
Цель занятия: ознакомить слушателей с показаниями, условиями и техникой выполнения основных акушерских операций, а также с осложнениями, возникающими в послеоперационном периоде.
Частные цели занятия:
1. Слушатели должны уметь правильно определятьпоказания и противопоказания к следующим акушерским операциям:
- артифициальный аборт;
- наложение выходных и полостных акушерских щипцов;
- вакуум-экстракция плода;
- кесарево сечение (в нижнем сегменте матки и корпоральное);
- различным видам плодоразрушающих операций (эмбриотомии).
2. Ознакомиться с техникой выполнения таких акушерских операций как кесарево сечение, искусственный аборт.
3. Знать особенности ведения послеоперационного периода у акушерских больных.
Учебно-материальное обеспечение:
1. Для проведения занятия необходимо иметь двух-трёх беременных с поздними сроками беременности или родильниц, которым предстоят или уже произведены акушерские операции и двух-трёх пациенток с беременностью раннего срока, поступивших для прерывания беременности.
2. Литература.
а) основная:
1. Айламазян Э.К. Акушерство: Учебник для студентов мед. вузов. – СПб.: Специальная литература, 2007.
2. Руководство к практическим занятиям по акушерству: Под ред. проф. Цвелева Ю.В. и д.м.н. а В.Г. СПб., Фолиант, 2007.
б) дополнительная:
1. Савельева Г.М. Акушерство. М., ГЭОТАР, 2004.
2. Чернуха Е.А. Родовой блок. Руководство для врачей. – М., «Триада-Х», 2005. – 712 с.
3. Акушерство от десяти учителей: Пер. с англ. / - Под ред. С. Кэмпбелла и К.Лиза – 17-е изд. – М.: МИА, 2004. – 464 с.
4. Наглядные акушерство и гинекология: Пер. с англ. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 144 с.
3. Технические средства обучения:
Видеомагнитофон, телевизор, учебный видеофильм «Кесарево сечение».
4. Наглядные пособия.
Акушерские щипцы модели Симпсона-Феноменова, вакуум-экстрактор модели Мальмстрёма, набор инструментов для производства артифицииального аборта, набор слайдов, таблиц.
План проведения занятия и расчет учебного времени.
Учебные вопросы |
Время (мин) |
Введение |
5 |
Контроль исходного уровня знаний слушателей |
20 |
Контроль усвоения слушателями основных этапов схемы обследования больной |
20 |
Перерыв |
10 |
Самостоятельная работа слушателей под руководством преподавателя |
30 |
Клинический разбор |
15 |
Перерыв |
|
Клинический разбор |
20 |
Работа в операционной |
25 |
Перерыв |
10 |
Просмотр видеофильма |
20 |
Решение ситуационных задач, контрольные мероприятия |
20 |
Подведение итогов занятия Заключение |
5 |
1. ВВЕДЕНИЕ
В современном акушерстве отмечается тенденция к увеличению частоты оперативных вмешательств. Акушерские операции производятся во время беременности, родов и в раннем послеродовом периоде.
Условно их можно разделить на:
а)- подготовительные (подготовка родовых путей к родам – амниотомия, рассечение тканей промежности);
б)- родоразрешающие (ускорение рождения ребенка в случае возникновения угрозы для его здоровья и жизни – кесарево сечение, акушерские щипцы, вакуум-экстрация плода);
в)- плодоразрушающие (краниотомия, эмбриотомия, спондилотомия, клейдотомия)
Акушерские операции следует отличать от акушерских пособий. Пособия применяются во время родов и обусловлены необходимостью с помощью рук ведущего роды ускорить рождение плода через родовые пути, сохраняя по возможности естественный механизм родов.
На занятии разбираются акушерские операции непосредственно направленные на окончание беременности и родов. (брюшностеночные или влагалищные), которые имеют целью извлечение плода живого или мертвого, доношенного
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.