Для преподавателей Экз. № …… |
«УТВЕРЖДАЮ» Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы
«……» ……………… 200… г. |
К.М.Н. ассистент
Методическая разработка для проведения
Практического занятия № 23
на тему: Изменения в организме женщины пи беременности
для курсантов 5 курсов факультетов подготовки врачей
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры
протокол № ……
дата утверждения ……………………….
Уточнено (дополнено): «_____»_____________ 200 … г.
_____________
(подпись)
Санкт-Петербург
200 …
Тема : «Изменения в организме женщины при беременности».
Учебные и воспитательные цели:
Цель занятия: Ознакомить курсантов с физиологическими изменениями в организме женщины при беременности по данным клинических, лабораторных и инструментальных методов исследования в зависимости от срока беременности:
1) сердечно-сосудистой системе;
2) органах кроветворения;
3) свертывающей системе крови;
4) изменения в обмене веществ (белкового, углеводного, липидного, минерального, водного);
5) дыхательной системе;
6) эндокринной системе;
7) в системе органов пищеварения;
8) в центральной и периферической нервной системе;
9) иммунной системе;
10) половых органах;
11) мочевыделительной системе;
12) системе опорно-двигательных органов;
13) коже;
14) в молочных железах.
Частные цели занятия:
На основании анамнеза, данных общего и специального осмотра, а также результатов дополнительных методов исследования, обнаружить, возникающие при беременности, физиологические изменения в следующих органах и системах:
1) сердечно-сосудистой системе;
2) органах кроветворения;
3) свертывающей системе крови;
4) изменения в обмене веществ (белкового, углеводного, липидного, минерального, водного);
5) дыхательной системе;
6) эндокринной системе;
7) в системе органов пищеварения;
8) в центральной и периферической нервной системе;
9) иммунной системе;
10)половых органах;
11) мочевыделительной системе;
12) системе опорно-двигательных органов;
13) коже;
14) в молочных железах.
Практические навыки:
1. общий осмотр беременной, в том числе осмотр по органам и системам;
2. пальпация молочных желез;
3. определение высоты стояния дна матки;
4. осмотр в зеркалах, влагалищное исследование;
5. интерпретировать изменения результатов лабораторных, инструментальных методов исследования, связанных с физиологическими изменениями во время беременности.
Частная методика преподавания:
- при изучении темы привлекать беременных, находящихся на лечении и обследовании в гинекологическом и дородовом отделениях;
- при обучении общему и специальному осмотру использовать аппараты и инструментарий, которым оснащены клиника, в том числе, отделения и смотровые кабинеты (фонендоскоп, аппарат измерения артериального давления, электрокардиотокограф, сантиметровые ленты, смотровые зеркала);
- при изучении вопроса об изменениях в сердечно-сосудистой системе использовать данные ЭКГ женщин с беременностью I, II и III триместров;
- при обсуждении изменений, выявляемых с помощью лабораторных методов исследования, широко использовать результаты анализов крови, мочи, имеющиеся в медицинской документации (диспансерная книжка беременной, истории болезни, родов) женщин с беременностью I, II и III триместров, находящихся на лечении и обследовании в гинекологическом и дородовом отделениях;
Учебное время: 4 часа.
Учебно-методическое обеспечение:
Занятие проводится в гинекологическом и дородовом отделении. Курсанты курируют 3-4 беременных. Целесообразно обследовать беременных с различными сроками беременности (1-м, 2-м и 3-м триместрах беременности).
Литература основная:
1. Айламазян Э.К. Акушерство: Учебник для студентов мед. вузов. – СПб.: Специальная литература, 2004
2. Руководство к практическим занятиям по акушерству и перинатологии/ Под.ред.проф.Ю.В.Цвелева и д.м.н.В.Г. а. - СПб.:ООО Фолиант, 2007. - 640с.
1. Механизмы адаптации и дизадаптации гемостаза при беременности. Сидельникова В.М., Шмаков Р.Г. «Триада-Х», Москва, 2004,192 с.
2. Ранние сроки беременности / Под ред. проф. В.Е. Радзинского и А.А. Оразмурадова. — М., 2005. — 448 с.
3. Лабораторная диагностика в акушерстве и гинекологии: Справочник. Таранов А.Г. - 3-е изд., стереотипное. - М.: ЭликсКом, 2004. - 80 с: ил.
4. Клинический анализ лабораторных данных/Чиркин А. А. — М.: Мед. лит., 2005. — 384 с: ил.
5. Перинатальное акушерство. Учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений/Под ред. проф. В.Б.Цхай — М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. —416 с
6. Акушерство и гинекология. Ч.Бекман, Ф.Линг М.:Мед.литература. 2004.
7. Наглядные акушерство и гинекология. Э.Норвитц, Д.Шордж ГОЭТАР-Мед. 2003.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ И РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ:
N п/п |
Виды и формы занятий, учебные вопросы |
Время, мин. |
1 |
Введение |
5 |
2 |
Контроль исходного уровня знаний |
40 |
3 |
Самостоятельная работа курсантов под контролем преподавателя |
45 |
4 |
Тематический обход |
45 |
5 |
Клинический разбор |
35 |
6 |
Заключение, подведение итогов занятия |
10 |
Введение
Беременность – физиологическое состояние, возникающее вследствие имплантации и развития плодного яйца
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.