Для преподавателей Экз. № …… |
«УТВЕРЖДАЮ» Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы
«……» ……………… 200… г. |
К.М.Н. ассистент
Методическая разработка для проведения
Практического занятия № 7
на тему: Бесплодный брак.
для курсантов 4 курсов факультетов подготовки врачей
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры
протокол № 52
дата утверждения 2005-05-11
Уточнено (дополнено): «_____»_____________ 200 … г.
_____________
(подпись)
Санкт-Петербург
200 …
ТЕМА: БЕСПЛОДНЫЙ БРАК.
КОНТИНГЕНТ ОБУЧАЕМЫХ: курсантов и студентов факультетов подготовки врачей.
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Цель занятия: научить курсантов и слушателей современным методам дифференциальной диагностики и основным принципам лечения бесплодного брака.
2. Учебно-целевые задачи:
- курсанты и слушатели должны знать:
- курсанты и слушатели должны уметь:
1. По данным жалоб, анамнеза, клинических и лабораторных исследований установить причину бесплодия;
2. Оценить диагностическое значение отдельных специальных методов обследования супружеской пары:
· базальной (ректальной) температуры на протяжении 2-3-х менструальных циклов и цитологических влагалищных мазков на гормональную насыщенность в течение 2-х месяцев (8 мазков).
· оценить рентгенограмму турецкого седла,
· оценить сахарную кривую,
· оценить анализ суточного количества мочи на содержание 17-кетостероидов и 17-оксикортикостероидов,
· на основании гистеросальпингографии определить проходимость маточных труб,
· на основании кимографической пертубации определить проходимость и функциональную способность маточных труб,
· выполнить забор материала из цервикального канала для исследования на скрытую инфекцию,
· оценить спермиограмму мужа (полового партнера).
3. Составить и обосновать план обследования и лечения супружеской пары, страдающей бесплодием.
4. Оценить данные базальной температуры, цитологических влагалищных мазков, гистеросальпингограмм, кимопертубации, рентгенограмм турецкого седла, спермиограмм.
Курсанты и слушатели должны быть ознакомлены:
1. С современными методами хирургического лечения трубно-перитонеальных форм женского бесплодия,
2. С эндоскопическими методами диагностики и лечения трубно-перитонеальных форм женского бесплодия (лапароскопия, гистероскопия),
3. С методикой проведения гистеросальпингографии.
4.С методикой проведения кимографической пертубации.
3. Учебное время: 4 часа (одно занятие).
4. Учебно-материальное обеспечение:
- Для проведения занятия необходимо иметь 6-х пациенток, страдающих бесплодием (эндокринным, трубно-перитонеальным, комбинированным). При отсутствии больных – решение ситуационных задач.
- Клиническая и лабораторная база: занятие проводится на базе гинекологического стационара с посещением кабинетов ультразвуковой диагностики, функциональной диагностики, рентгенологического отделения.
- Литература по теме для слушателей:
а) основная:
1. Савельева Г.М., Брусенко В.Г. Гинекология: Учебник. / М., Геотар – Мед., 2004 – 480с.
2. Цвелёв Ю.В., В.Г. Руководство к практическим занятиям по гинекологии. / Санкт - Петербург, Фолиант. – 2007 – 421 с.
б) дополнительная:
3. Кузьмичев Л.Н., Кулаков В.И., Леонов Б.В. Экстракорпоральное оплодотворение: отбор, подготовка и тактика ведения больных. М.»Мир», 2003. – 168 с.
4. Савицкий Г.А., Горбушин С.М. Перитонеальный эндометриоз и бесплодие: Клинико-морфологическое исследование. Элби-СПб. 2002.
5. Х.А. Хирш, О. Кезер, Ф.А. Икле. Оперативная гинекология. Атлас. М. 2001. с. 14-20, 37-65, 197-207.
- Занятие проводится в тематическом классе («Оперативная гинекология»).
- Технические средства обучения: проектор для слайдов, видеомагнитофон, телевизор, негатоскоп.
- Наглядные пособия:
П Л А Н П Р О В Е Д Е Н И Я З А Н Я Т И Й И Р А С Ч Е Т У Ч Е Б Н О Г О
В Р Е М Е Н И
N п.п |
Учебные мероприятия и вопросы |
Время (мин.) |
1. |
Самостоятельная работа (подготовка) к занятию |
120 |
2. |
Введение |
5 |
3. |
Контроль базисных и исходного уровня знаний |
30 |
4. |
Контроль усвоения слушателями (курсантами) основных этапов ориентированной основы действий (ООД) |
10 |
5. |
Самостоятельная работа обучаемых с больными: - учебные вопросы по данному занятию, - курирование больных |
45 |
6. |
Тематический обход больных |
15 |
7. |
Клинический разбор и текущий контроль знаний слушателей и курсантов |
30 |
8. |
Просмотр видеофильмов |
20 |
9. |
Решение ситуационных задач, контрольные мероприятия (отчет, реферат, контрольная работа по теме) |
20 |
10. |
Заключение, подведение итогов |
5 |
5. Частная методика преподавания:
5.1 Обучить курсантов и студентов:
1. устанавливать причину бесплодия;
2. оценивать диагностическое значение отдельных специальных методов обследования для каждой супружеской пары,
3. составлять и обосновывать план обследования и лечения супружеской пары, страдающей бесплодием.
5.2 обучить курсантов и студентов практическим навыкам, рекомендованным к освоению на занятии:
1. заполнению истории болезни гинекологической больной,
2. методике проведения гинекологического обследования.
3. методике взятия мазков для микробиологического исследования влагалищной жидкости, содержимого уретры и цервикального канала,
4. методике взятия мазков на гормональную цитологию,
5. методике осмотра и пальпации молочных желез,
6. методике измерения базальной (ректальной) температуры,
7. методике оценки спермограммы,
8. методике проведения и оценки данных гистерогсальпингографии
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.