Физиология внутриутробного плода и периода новорожденности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Для преподавателей

Экз. № ……

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы

«……» ……………… 200… г.

К.М.Н. ассистент 

Методическая разработка для проведения

Практического занятия № 45

на тему:  Физиология внутриутробного плода и периода новорожденности.

для курсантов  5 курсов факультетов подготовки врачей

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

протокол № 74

дата утверждения  2007-02-13

Уточнено (дополнено):  «_____»_____________ 200 …  г.

_____________

 (подпись)

Санкт-Петербург

200 …


Тема: Физиология внутриутробного плода и периода новорожденности.

Учебные группы – слушатели 5-го курса II, III, IV, V ф-та ФПВ.

Цель занятия: - научить курсантов и слушателей основам физиологии внутриутробного плода ипериода новорожденности; принципам ухода за новорожденным, клинической оценке состояния новорожденного.

Частные цели занятия: курсанты и слушатели должны уметь:

· Вычислить предполагаемую массу плода, определить соответствие ее сроку гестации

· Оценить состояние плода по данным кардиомониторирования

· Выполнить оценку биофизического профиля плода

·  Осуществить клиническое обследование новорожденного

·  Осуществить первичный и ежедневный туалет новорожденного

·  Оценить данные лабораторного исследования новорожденного

·  На основании данных анамнеза и  клинического обследования новорожденного составить и обосновать план его обследования.

·  Уметь выявить группы детей  подлежащих вакцинации БЦЖ, обосновать противопоказания к вакцинации.

Курсанты и слушатели должны приобрести практические навыки:

-  постановки кардиомонитора

-  методики обследования новорожденного

-  выполнения первичного туалета новорожденного

Курсанты и слушатели должны быть ознакомлены:

-  с современными методами диагностики состояния внутриутробного плода (кардиомониторирование, сонография, доплерометрия)

-  с методиками клинического обследования новорожденного

-  с методиками неврологического обследования новорожденного

Учебное время – 1 занятие 4 часа

Учебное материальное обеспечение:

1.  Беременная  с  физиологическим течением беременности.

2.  УЗИ аппарат с функцией доплерометрии, кардиотокограф.

3.  Здоровые новорожденные в остром периоде адаптации (0-2 ч жизни) и в раннем периоде (1-7 дней жизни).

4.  Решение ситуационных  задач.

Литература по теме:

Основная

  1. Савельева Г.М., Брусенко В.Г. Гинекология: Учебник. / М., Геотар – Мед., 2004 – 480с.
  2. Основы перинатологии. Под ред. Н.П. Шабалова, Ю.В. Цвелева, М: МЕДпресс-информ, 2002.- 576с.

Дополнительная:

  1. Абрамченко В.В., Шабалов Н.П. Клиническая пернинатология. СПб, 2004г.,424с.
  2. Критические состояния в акушерстве и неонатологии. Материалы НП конференции, 2004г., 424С.
  3. Перинатальная неврология -  М.: Триада-Х, 2001.- 280с.
  4. Клиническое руководство по ультразвуковой  диагностике. Том 2,3. Под ред. В.В.Митькова, М.В.Медведева, - М., Видар, 2003.
  5. Детские болезни: Учебник. В 2 томах. Под. ред. Н.П.Шабалова, - Питер, 2003.
  6. Отраслевые стандарты объемов обследования и лечения в акушерстве, гинекологии и неонатологии. — М.: Триада-Х,2002 — 246 с.

Технические средства обучения:

  • Учебный стенд «Пренатальная диагностика»

Наглядные пособия:

  • Кардиотокограф
  • Ленты кардиотокограмм
  • Амниоскоп
  • Потоколы сонографии с данными доплеровского исследования

План проведения занятий и расчет учебного времени

N п\п

Виды и формы занятий, учебные вопросы

Время, мин

1.

Введение

5

2.

Контроль базисных и исходного уровня знаний

20

3

Контроль усвоения слушателями основных этапов ориентировочной основы действий

20

4

Перерыв

10

5

Самостоятельная работа под руководством преподавателя:

-  курирование беременных

-  клинический разбор

25

20

6

Перерыв

10

7

Проведение крадиотокографии

Посещение кабинете ультразвуковой диагностики

20

20

8

Перерыв

10

9

Курирование новорожденного

10

10

клинический разбор

20

11

Контрольные мероприятия, подведение итогов

15

Частная методика преподавания

-  Заслушивание реферативных сообщений

§  Кардиотокогрфия: методика, клиническая  оценка данных.

-  Работа в малых группах

§  Присутствие при проведении УЗИ и доплеровского исследования состояния плода.

§  Выполнение амниоскопии

-  Работа в родильном зале:

§  проведение туалета новорожденного  

§  осмотр новорожденного

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Введение

Периоды развития плода и новорожденного.

Внутриутробное развитие начинается  от  созревания половой клетки (гаметы) до рождения зрелого плода. Этот период делится на прогенез и киматогенез. Прогенезу соответствует время от созревания гамет (яйцеклетки и сперматозоида) до оплодотворения.

Время киматогенеза исчисляется с момента оплодотворения и образования зиготы до рождения плода,  и включает три периода.

  • Первый - бластогенез, с момента оплодотворения до 15-го дня беременности, когда идет дробление яйца, заканчивающееся выделением эмбрио- и трофобласта.
  • Второй - эмбриогенез, с 16-го по 75-й день беременности, когда совершается основной органогенез и образуются амнион и хорион.
  • Третий - фетогенез, с 76-го по 280-й день, когда сформировалась плацента, идут дифференцировка и созревание тканей плода. Период фетогенеза делят на ранний фетальный (с 76-го по 180-й день), к концу которого незрелый плод приобретает жизнеспособность, и поздний фетальный (с 181-го по 280-й день), в который совершается созревание плода с одновременным старением плаценты. 

Перинатальный период ограничивается тринадцатью неделями, - с 28 недель внутриутробного развития до окончания первой недели внеутробной жизни.  Используются три критерия начальной границы перинаталыюго периода:

масса тела — 1000 г, длина тела — 35 см, срок беременности — 28 нед.

Перинатальный период может быть разделен на следующие фазы: поздний

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
259 Kb
Скачали:
0