Ознакомить обучаемых с основными методами контрацепции, принципами их использования. Показать особенности организации работы по планированию семьи в ВС РФ.
2. Частные цели:
- ознакомить курсантов с доступными в настоящее время методами контрацепции, понятиями – «современный контрацептив» «планирование семьи», осложнения и побочные действия контрацептивов;
- ознакомить курсантов с особенностью использования методов контрацепции в различные периоды жизни женщины;
- ознакомить курсантов с особенностями консультирования по вопросам планирования семьи и контрацепции;
- понятие особенности работы военно-медицинской службы по планированию семьи.
Учебное время: 1 занятие 4 часа
Учебно-материальное обеспечение:
1. Гинекологические больные,
2. Гинекологический фантом,
3. Различные виды контрацептивов.
4. Технические средства обучения:
· видеофильм
5. Литература:
Основная:
1. Гинекология: Учебник / Под ред. Г.М. Савельевой, В.Г. Бреусенко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 480 с.
2. Руководство к практическим занятиям по гинекологии/ Под.ред. Проф.Ю.В.Цвелева и д.м.н.В.Г.абашина - СПб.:ООО "Издательство Фолиант", 2007. - 424с.
Дополнительная:
1. Гормональная контрацепция и тромбофилические состояния./Под ред. Макацария А.Д., Саидовой Р.А., М., "Триада-Х", 2004 - 240с.
2. Поликлиническая гинекология / Под ред. проф. В.Н.Прилепской. — М.:МЕДпресс-информ, 2004. — 624 с, ил.
3. Отраслевые стандарты объемов обследования и лечения в акушерстве, гинекологии и неонатологии. — М.: Триада-Х,2002 — 246 с.
4. Гинекология от пубертата до постменнопаузы: Практ.руководство для врачей/Под ред. Э.К. Айламазяна – М.: МЕДпресс-информ, 2004. - 448 с.
План проведения практического занятия и расчет учебного времени.
№ пп |
Учебные вопросы |
Время (мин) |
1. |
Введение. |
5 |
2. |
Контроль исходного уровня знаний слушателей. |
20 |
3. |
Самостоятельная работа слушателей с пациентками (сбор анамнестических данных относительно реализации и перспектив репродуктивного потенциала, особенностей соматической и гинекологической патологии). |
20 |
Перерыв |
10 |
|
4. |
Консультирование пациенток по вопросам контрацепции под руководством преподавателя. |
45 |
Перерыв |
10 |
|
5. |
Консультирование пациенток по вопросам планирования семьи под руководством преподавателя. |
45 |
Перерыв |
10 |
|
6. |
Групповой тренинг по вопросам планирования семьи в ВС РФ с решением ситуационных задач. |
30 |
7. |
Подведение итогов. |
10 |
8. |
Заключение. |
5 |
§ История контрацепции
- Работа в малых группах
§ Выбор метода контрацепции для пациентки
§ Решение ситуационных задач по вопросам планирования семьи
Термин «контрацепция» означает предохранение от зачатия и происходит от двух латинских слов: contra — против и conceptio — зачатие, восприятие. Отсюда происходит термин «контрацептивы», другими словами, «противозачаточные средства». В более широком смысле этого слова «контрацепция» представляет собой метод контроля над рождаемостью, обеспечивающий прерывание естественного хода событий от зачатия до рождения ребенка. G. Seregely (1981) полагает, что под «контрацепцией» следует понимать именно предупреждение рождаемости.
Согласно требованиям ВОЗ современный контрацептив должен максимально отвечать следующим основным условиям:
- быть высокоэффективными;
- не оказывать системного влияния на организм;
- обладать обратимым действием;
- быть простым в применении;
- быть доступными для любых социальных групп;
- быть экономически выгодными.
Проводится путем устного опроса в ходе которого разбираются следующие вопросы:
– основные механизмы регуляции менструального цикла женщины;
– основные периоды течения беременности;
– роль гормонов в различные периоды жизни женщины;
– методы прерывания беременности;
– факторы риска возникновения воспалительных заболеваний женских половых органов и бесплодного брака.
В настоящее время существует множество классификаций методов планирования семьи, ни одна из которых не может быть признана полной. Это связано с тем, что в развитых странах постоянно ведется работа по созданию новых контрацептивов, часто сочетающих в себе свойства ранее существующих. Нам представляется наиболее приемлемой следующая классификация (рис.1) в которой находят отражение все использующиеся сегодня методы контрацепции.
Обратимые методы контрацепции
Необратимые методы контрацепции
|
Рис.1 Классификация методов контрацепции.
Говоря об эффективности метода контрацепции, различают теоретическую и практическую эффективность метода. Теоретическая эффективность обусловлена свойствами самого контрацептива. Навыки и правильность использования метода женщиной определяют практическую эффективность контрацептива. Практическая эффективность различных контрацептивов, определяется индексом Перля. Этот показатель, для конкретного метода планирования семьи, отражает количество беременностей, наступивших у 100 женщин, использующих данный метод в течение 12 месяцев. Имеются две группы контрацептивов эффективность которых различается на 2-3 порядка. Наиболее эффективные из них медикаментозные ВМС и все виды гормональной контрацепции
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.