Клинико-анатомические особенности женского таза и мягких родовых путей, плод как объект родов. Акушерская терминология

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Для преподавателей

Экз. № ……

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы

«……» ……………… 200… г.

К.М.Н. ассистент 

Методическая разработка для проведения

Практического занятия № 26

на тему:  Клинико-анатомические особенности женского таза и мягких родовых путей, плод как объект родов. Акушерская терминология.

для курсантов  5 курсов факультетов подготовки врачей

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

протокол № 66

дата утверждения  2006-05-19

Уточнено (дополнено):  «_____»_____________ 200 …  г.

_____________

 (подпись)

Санкт-Петербург

200 …


Тема: Клинико-анатомические особенности женского таза и мягких родовых путей. Акушерская терминология

Контингент обучаемых: учебные группы курсантов 5 курса факультетов подготовки врачей.

Цель занятия: научить слушателей проводить исследование и клинически оценивать состояние женского таза и мягких родовых путей.

Частные цели занятия:

Слушатели должны знать:

·  на основании анамнестических и  объективных данных выявлять факторы, неблагоприятно влияющие на формирование и строение костного таза женщины и мягких родовых путей.

·  методику наружного и внутреннего акушерского исследования.

Слушатели должны уметь:

·  Клинически оценить размеры и возможные отклонения в строении женского таза, состояние мягких тканей родового канала с учетом влияния их на исход беременности и родов.  

·  Осмотр с помощью зеркал (определяют величину, форму влагалищной части шейки матки, состояние слизистой оболочки, разрывы, эктопии, полипы, характер выделений из влагалища и цервикального канала, форму наружного зева)

·  Проводить функциональную оценку таза в процессе родов, динамику состояния маточного зева.

·   Проводить профилактику акушерского травматизма матери во время родов.

·  Освоить методы подготовки мягких родовых путей к родам.

Слушатели должны быть ознакомлены:

·  С методикой ультразвуковой фетометрии плода.

·  С методикой рентгенопельваиометрии.

-  Воспитательные цели: при проведении занятия обучающимся напоминается роль деонтологии и подчеркивается необходимость соблюдения деонтологических правил при общении с пациенткой.

Учебное время1 занятие 4 часа.

Учебно-материальное обеспечение:

-  необходимо иметь 3-4 беременных и рожениц;

-  клиническая и лабораторная база клиники клиники ВМедА или родильного дома;

-  литература:

a.  обязательная (основная);

1.   

Акушерство: учебник для медицинских вузов/ Э.К. Айламазян. - 6-е изд., испр. и доп. -  СПб.: СпецЛит, 2007 – 528 с.

2.   

Руководство к практическим занятиям по по акушерству и перинатологии/ под ред. Ю.В.Цвелева и В.Г. а. - С.-П., «Фолиант», 2004, с. 41-48.

b.  дополнительная;

1.  Практикум «Акушерство», часть 1/под ред. В.Е. Радзинского. – М., РУДН, 2002.

2.  Акушерская и гинекологическая терминология / Л.; ВМедА. – 1989. – 72 с.

-  учебный класс клиники или родильного дома; стенды: «История всемирного акушерства»; «Нестор Максимович М. Амбодик»; «Методы исследования в акушерстве»;

-  технические средства обучения: видеофильм о строении женского таза и методике обследования беременных; тазомер Мартина; фантом «Женский таз»; «Органы малого таза», «Плод-фантом», «Головка новорожденного».

-  таблица – «Шкала-индекс  А.В. Рудакова».

План проведения занятий и расчет учебного времени

N п/п

Виды и формы занятий и учебные вопросы

Время, мин.

1

Введение

10

2

Контроль исходного уровня знаний слушателей

20

3

Контроль усвоения слушателями основных этапов ориентировочной основы действий

15

4

Самостоятельная работа слушателей с больными

60

5

Клинический разбор и текущий контроль знаний слушателей

65

6

Заключение

10

Частная методика преподавания:

1.  Обсуждение вопросов  вопросов  анатомии женского таза и родовых путей.

2.   Осмотр  наружных половых органов (развитие наружных половых органов, состояние промежности, преддверия влагалища). Осмотр с помощью зеркал.

3.  Заслушивание реферативного сообщения на тему: «Вклад Н. М. Амбодика в отечественное акушерство».

4.  Изучение практических навыков оценки женского костного таза и плода посредством муляжей и фантомов.

5.  Демонстрация методики наружной пельвиометрии на беременных.

6.  Ролевая игра в кабинете дородовой подготовки на тему «плод, как объект родов».

7.  Решение ситуационных задач.

Содержание и методика проведения занятия.

Введение.

Одним из важнейших фактов, определяющих исход беременности и родов, является состояние родового канала, а именно костного таза и мягких родовых путей. Изучение методики обследования беременных и рожениц, оценка факторов, определяющих течение и исход родов, имеют большое значение для практической деятельности военного врача, так как позволяет предвидеть и предупредить возможные осложнения, наметить рациональный план ведения беременности и родов и оказать своевременную помощь при выявлении патологии.

Контроль исходного уровня знаний слушателей и курсантов.

Устный опрос позволяет восстановить в памяти слушателей необходимые

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
253 Kb
Скачали:
0