Для преподавателей Экз. № …… |
«УТВЕРЖДАЮ» Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы
«……» ……………… 200… г. |
К.М.Н. ассистент
Методическая разработка для проведения
Практического занятия № 26
на тему: Клинико-анатомические особенности женского таза и мягких родовых путей, плод как объект родов. Акушерская терминология.
для курсантов 5 курсов факультетов подготовки врачей
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры
протокол № 66
дата утверждения 2006-05-19
Уточнено (дополнено): «_____»_____________ 200 … г.
_____________
(подпись)
Санкт-Петербург
200 …
Тема: Клинико-анатомические особенности женского таза и мягких родовых путей. Акушерская терминология
Контингент обучаемых: учебные группы курсантов 5 курса факультетов подготовки врачей.
Цель занятия: научить слушателей проводить исследование и клинически оценивать состояние женского таза и мягких родовых путей.
Частные цели занятия:
Слушатели должны знать:
· на основании анамнестических и объективных данных выявлять факторы, неблагоприятно влияющие на формирование и строение костного таза женщины и мягких родовых путей.
· методику наружного и внутреннего акушерского исследования.
Слушатели должны уметь:
· Клинически оценить размеры и возможные отклонения в строении женского таза, состояние мягких тканей родового канала с учетом влияния их на исход беременности и родов.
· Осмотр с помощью зеркал (определяют величину, форму влагалищной части шейки матки, состояние слизистой оболочки, разрывы, эктопии, полипы, характер выделений из влагалища и цервикального канала, форму наружного зева)
· Проводить функциональную оценку таза в процессе родов, динамику состояния маточного зева.
· Проводить профилактику акушерского травматизма матери во время родов.
· Освоить методы подготовки мягких родовых путей к родам.
Слушатели должны быть ознакомлены:
· С методикой ультразвуковой фетометрии плода.
· С методикой рентгенопельваиометрии.
- Воспитательные цели: при проведении занятия обучающимся напоминается роль деонтологии и подчеркивается необходимость соблюдения деонтологических правил при общении с пациенткой.
Учебное время –1 занятие – 4 часа.
Учебно-материальное обеспечение:
- необходимо иметь 3-4 беременных и рожениц;
- клиническая и лабораторная база клиники клиники ВМедА или родильного дома;
- литература:
a. обязательная (основная);
1. |
Акушерство: учебник для медицинских вузов/ Э.К. Айламазян. - 6-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2007 – 528 с. |
2. |
Руководство к практическим занятиям по по акушерству и перинатологии/ под ред. Ю.В.Цвелева и В.Г. а. - С.-П., «Фолиант», 2004, с. 41-48. |
b. дополнительная;
1. Практикум «Акушерство», часть 1/под ред. В.Е. Радзинского. – М., РУДН, 2002.
2. Акушерская и гинекологическая терминология / Л.; ВМедА. – 1989. – 72 с.
- учебный класс клиники или родильного дома; стенды: «История всемирного акушерства»; «Нестор Максимович М. Амбодик»; «Методы исследования в акушерстве»;
- технические средства обучения: видеофильм о строении женского таза и методике обследования беременных; тазомер Мартина; фантом «Женский таз»; «Органы малого таза», «Плод-фантом», «Головка новорожденного».
- таблица – «Шкала-индекс А.В. Рудакова».
План проведения занятий и расчет учебного времени
N п/п |
Виды и формы занятий и учебные вопросы |
Время, мин. |
1 |
Введение |
10 |
2 |
Контроль исходного уровня знаний слушателей |
20 |
3 |
Контроль усвоения слушателями основных этапов ориентировочной основы действий |
15 |
4 |
Самостоятельная работа слушателей с больными |
60 |
5 |
Клинический разбор и текущий контроль знаний слушателей |
65 |
6 |
Заключение |
10 |
Частная методика преподавания:
1. Обсуждение вопросов вопросов анатомии женского таза и родовых путей.
2. Осмотр наружных половых органов (развитие наружных половых органов, состояние промежности, преддверия влагалища). Осмотр с помощью зеркал.
3. Заслушивание реферативного сообщения на тему: «Вклад Н. М. Амбодика в отечественное акушерство».
4. Изучение практических навыков оценки женского костного таза и плода посредством муляжей и фантомов.
5. Демонстрация методики наружной пельвиометрии на беременных.
6. Ролевая игра в кабинете дородовой подготовки на тему «плод, как объект родов».
7. Решение ситуационных задач.
Содержание и методика проведения занятия.
Введение.
Одним из важнейших фактов, определяющих исход беременности и родов, является состояние родового канала, а именно костного таза и мягких родовых путей. Изучение методики обследования беременных и рожениц, оценка факторов, определяющих течение и исход родов, имеют большое значение для практической деятельности военного врача, так как позволяет предвидеть и предупредить возможные осложнения, наметить рациональный план ведения беременности и родов и оказать своевременную помощь при выявлении патологии.
Контроль исходного уровня знаний слушателей и курсантов.
Устный опрос позволяет восстановить в памяти слушателей необходимые
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.