Прогнозирование и оценка опасных факторов в чрезвычайных ситуациях, страница 8

§   во избежание инфекционного заражения необходимо при смене     обучающихся обрабатывать носоротовую маску антисептической жидкостью или спиртом.

3. Выполнение РД на тренажере «Реатрен-1»

Положить манекен на ровную горизонтальную поверхность в положении лежа на спине. Табло  устанавливается на удобном для обозрения месте. Шнур питания подключен к сети 220 В.

Исходное положение тренажера соответствует состоянию клинической смерти.

Сущность работы на тренажере заключается в реализации  реанимационных действий в их  определенной последовательности:

а) установка головы и туловища в "положение реанимации".  При  обеспечении  необходимого запрокидывания головы, при котором достигается наилучший доступ воздуха в легкие, на лицевой панели пульта управления зажигается сигнальная лампа. Указанное положение головы должно сохраняться в течение всего  времени работы на тренажере;

б) реализация непрямого массажа сердца. В зависимости  от величины усилия  на лицевой панели пульта управления зажигаются последовательно три сигнальные лампы:

- "слабо" - сила давления недостаточна (менее 450 Н);

- "норма" - сила давления нормальна (450 Н);

-  "сильно" - сила давления выше нормы (более 450 Н).

в) реализация искусственного дыхания. В зависимости от объема вдуваемого воздуха на лицевой панели управления зажигается сигнальная лампа. Объем воздуха не должен быть менее одного литра.

В случае, если работа выполнена некачественно или нарушена последовательность действий, нажать на панели пульта управления кнопку "сброс" и все операции повторить. В процессе обучения необходимо следить за правильностью выполнения РД, их последовательностью и эффективностью.

4. Ситуационные задачи

4.1. Из воды извлечен человек без признаков жизни. Пульс и дыхание отсутствуют. Что вы должны предпринять?

4.2. Идущий впереди вас человек, вскрикнув, упал; судорожные подергивания конечностей к моменту вашего приближения прекратились. При осмотре виден зажатый в руке свисающий со столба оголенный электрический провод.  Какова последовательность оказания первой помощи?

4.3. Работая летом в закрытой пленочной теплице работница почувствовала себя плохо (слабость, головная боль, головокружение), затем потеряла сознание. Объясните причину данного состояния. В чем заключается первая помощь?

4.4. В гараже, не имеющем вентиляции, обнаружен человек, лежащий без сознания около автомашины с работающим мотором. На фоне бледных кожных покровов видны ярко-красные пятна, дыхание отсутствует, пульс не определяется, зрачки расширены. Что произошло? В каком состоянии находится пострадавший? Какие меры необходимо принять?

4.5. Может ли гражданин помогать спасателям при поиске пострадавших при разборке завалов разрушенного здания?

4.6. Назовите 3 обязательных действия при оказании ПМП при ранениях?

4.7.При разрушении зданий под обломками оказались люди. Возможно не только повреждение костей, но и сдавливание мягких тканей при сохранении скелета. Спасатели извлекают пострадавших. Оказывая ПМП, на что следует обращать внимание в первую очередь и как помочь?

4.8. Рабочий извлечен из горящего здания со следами ожогов, на нем тлеющая одежда. Окажите помощь пострадавшему.

4.9. Человека застигла гроза в поле. От дождя он спрятался под одиноко стоящим деревом и был поражен молнией. Находится без сознания, пульса нет, дыхание не проявляется. Как определить, дышит ли пострадавший? В чем должна заключаться первая помощь?

4.10. На полу обнаружена лежащая без сознания работница. Дыхание шумное, с хрипами, пульс редкий, слабый. Окна в помещении закрыты. Помещение обрабатывалось хлорофосом. В чем причина этого состояния? Каковы особенности первой  помощи?

Отчетность на занятии

А. По результатам изучения учебных вопросов 1-3 выполняются реанимационные действия на тренажере и проводится тестирование - устные ответы на контрольные вопросы с помощью системы «Огонек».

Б. По учебному вопросу 4 даются письменные ответы на 1-2 ситуационные задачи по заданию преподавателя.

Рекомендуемая литература

1.  Тарасов В. Медицина катастроф //БЖД. 2000. № 3.

2.  Апанасенко Б.Г. ПМП пострадавшим при ЧС. Учебное пособие для спасателей. СПб, 1997.