Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт психологии
Кафедра теоретической и экспериментальной психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
Принял:
Екатеринбург 2011 г.
Тема 1. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ
Задачи
1. Ответ и обоснование: Физиологический механизм временной потери зрения обусловлен сенсорной адаптацией. Сенсорной адаптацией называется изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органов чувств к действующим на него раздражителям. Адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается.
Такое изменение чувствительности не происходит сразу, а требует времени. И временные характеристики этого процесса не одинаковы для разных органов чувств. Так, для того, чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность должно пройти около 30 минут. Лишь после этого человек приобретает способность хорошо ориентироваться в темноте.
2. Ответ и обоснование: Речь идет об апперцепции - зависимости восприятия от общей психической жизни, а также от опыта и прошлой практики личности. При восприятии свидетелем деталей ДТП и активизировался профессиональный опыт свидетеля, что оказало влияние на точность и ясность восприятия.
3. Ответ и обоснование: Причина искажения восприятия - утомление. Это состояние, которое характеризуется временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Проявляется на физиологическом уровне, когда проявляется повышение инертности нервных процессов и на психологическом, когда происходит снижение чувствительности и наблюдается искажение восприятия объекта.
Также можно предположить наличие в данной ситуации иллюзию восприятия, обусловленную ситуационными причинами наблюдения, а также недостаточной освещенностью местности.
4. Ответ и обоснование: Психологический механизм заблуждения потерпевшего состоит в эмоциональной дезорганизации мышления в момент нападения. Ведь известно, что основа восприятия тесно связана с эмоциональными переживаниями. Также уместно предположить наличие субъективного типа восприятия потерпевшего. При описании преступника потерпевший опирался на субъективные представления и сложившемуся ранее предвзятому отношению к подобного рода инцидентам. Кроме того, если брать во внимание возможное сильное потрясение, речь может идти даже о галлюцинаторном восприятии события.
5. Ответ и обоснование: Действия следователя по организации и проведению данного следственного эксперимента не допустимы в части применения подобной аналогии. При расследовании уголовного дела и проведении следственного эксперимента необходимо учитывать объективные факторы, влияющие на восприятие, такие как время суток, освещенность, климатические условия. А на субъективные факторы, как эмоциональное состояние, состояние соматического здоровья, ориентироваться нельзя. К тому же невозможно воспроизвести субъективные моменты, которые включает в себя состав преступления: скажем, субъективные переживания преступника, обусловленные фактором личного характера, либо воспроизвести психическое отношение преступника к содеянному.
6. Ответ и обоснование: При опознании по голосу и речи необходимо учитывать, что статисты должны быть внешне схожими с опознаваемым (пол, рост, возраст, национальность, антропометрические данные и т.д.), что может эмоционально дезорганизовать опознающего. С его стороны возможны сомнения в правильности опознания.
Специфика опознания по голосу состоит в том, что опознающего невозможно ввести в заблуждение со стороны опознаваемого, так он не подозревает производства опознания и использует речь, намеренно не искажая и не меняя ее. Опознающий же, не видя опознаваемого, ориентируется только на голос, что не блокирует процесс узнавания.
Тема 2. ПАМЯТЬ
1. Ответ и обоснование: Воспроизведение деталей, событий в данном случае объясняется зрительной (визуальной) памятью у мужчин и эмоциональной – у женщин.
В данной ситуации проявляется непреднамеренное запоминание и объясняется действием закона края - лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
2. Ответ и обоснование: У свидетеля доминирует зрительный тип памяти. Именно она включилась при воспроизведении образа преступника.
3. Ответ и обоснование: Восстановление даты событий в данном случае объясняется наличием у свидетеля смешанного типа памяти – речедвигательным.
4. Ответ и обоснование: Для оживления воспоминаний потерпевшей был использован механизм преднамеренного воспроизведения с обращением к объектам нападения, т.е. с опорой на зрительную и эмоциональную память.
Тема 3. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.