Ощущение и восприятие. Психологический практикум

Страницы работы

Содержание работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра теоретической и экспериментальной психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу  «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»

                    Выполнила: студент группы Кп-312С ГП

     А

                                                           Принял:

Екатеринбург 2011 г.

Тема 1. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

Задачи

1. Ответ и обоснование: Физиологический механизм временной потери зрения обусловлен сенсорной адаптацией.  Сенсорной адаптацией называется изменение чувствительности, происходящее вследствие  приспособления органов чувств к действующим на него раздражителям. Адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при отсутствии  раздражителя чувствительность увеличивается.

Такое изменение чувствительности не происходит сразу, а требует времени. И временные характеристики этого процесса не одинаковы для разных органов чувств. Так, для того, чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность должно пройти около 30 минут. Лишь после этого человек приобретает способность хорошо ориентироваться в темноте.

2. Ответ и обоснование: Речь идет  об апперцепции - зависимости восприятия от общей психической жизни, а также от  опыта и прошлой практики  личности. При восприятии свидетелем деталей ДТП и активизировался профессиональный опыт свидетеля, что  оказало влияние на точность и ясность восприятия.

3. Ответ и обоснование:  Причина искажения восприятия - утомление. Это состояние, которое характеризуется временным снижением работоспособности под  влиянием длительного воздействия нагрузки.  Проявляется на физиологическом уровне, когда проявляется  повышение инертности нервных процессов и на психологическом, когда происходит снижение чувствительности  и наблюдается искажение восприятия объекта.

Также можно предположить наличие в данной ситуации  иллюзию восприятия, обусловленную ситуационными причинами наблюдения, а  также недостаточной освещенностью местности.

4. Ответ и обоснование: Психологический механизм заблуждения потерпевшего  состоит в эмоциональной дезорганизации мышления в момент нападения.  Ведь известно, что основа восприятия тесно связана с эмоциональными переживаниями. Также  уместно  предположить наличие субъективного типа восприятия потерпевшего. При описании преступника потерпевший опирался на  субъективные представления и сложившемуся ранее предвзятому отношению к подобного рода инцидентам. Кроме того, если брать во внимание возможное сильное потрясение, речь может идти даже о галлюцинаторном восприятии события.

5. Ответ и обоснование: Действия следователя по организации и проведению данного следственного эксперимента  не допустимы в части применения подобной аналогии. При расследовании уголовного дела и проведении следственного эксперимента необходимо учитывать объективные факторы, влияющие на восприятие, такие как время суток, освещенность, климатические условия. А на субъективные факторы, как эмоциональное состояние, состояние соматического здоровья, ориентироваться  нельзя. К тому же невозможно  воспроизвести субъективные моменты, которые включает в себя состав преступления: скажем, субъективные переживания преступника, обусловленные фактором личного характера, либо воспроизвести психическое отношение преступника к содеянному.

6. Ответ и обоснование:  При опознании по голосу и речи необходимо учитывать, что статисты должны быть внешне схожими с опознаваемым (пол, рост, возраст, национальность, антропометрические данные и т.д.), что может эмоционально дезорганизовать опознающего. С его стороны возможны сомнения в правильности опознания.

Специфика опознания по голосу состоит в том, что  опознающего невозможно ввести в заблуждение со стороны опознаваемого, так он не подозревает  производства опознания и использует речь, намеренно не искажая и не меняя  ее. Опознающий же, не видя опознаваемого, ориентируется только на голос, что не блокирует процесс узнавания.

Тема 2. ПАМЯТЬ

1. Ответ и обоснование: Воспроизведение деталей, событий в данном случае объясняется зрительной (визуальной) памятью у мужчин и эмоциональной  –  у женщин.

В данной ситуации проявляется непреднамеренное запоминание и объясняется действием закона края - лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.

2. Ответ и обоснование: У свидетеля доминирует зрительный тип памяти. Именно она включилась при воспроизведении образа преступника.

3. Ответ и обоснование:  Восстановление даты событий в данном случае объясняется наличием у  свидетеля смешанного типа памяти – речедвигательным.

4. Ответ и обоснование: Для оживления воспоминаний потерпевшей был использован механизм преднамеренного воспроизведения с обращением к объектам нападения, т.е. с опорой на зрительную и эмоциональную память.

Тема 3. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Похожие материалы

Информация о работе