Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Внешняя и внутренняя организация науки

Страницы работы

Содержание работы

Лекция 9.

Наука как социальный институт

1.Историческое развитие институциональных форм научной деятельности

2.Внутренняя и внешняя организация науки. Научная школа.

3.Самовоспроизводство науки как социального института

4.Способы трансляции научных знаний. Компьютеризация науки

5.Наука и государство

1.Историческое развитие институциональных форм научной деятельности

Античность – одиночки и их добровольные объединения. 17 век – республика ученых.  Затем научные сообщества периода дисциплинарно организованной науки. Формирование междисциплинарных сообществ науки XXI столетия.

2.Внутренняя и внешняя организация науки. Научные школы

Типы ученых: генератор идей, разработчик идей, открыватель фактов (экспериментатор), рецензент. Невидимые колледжи.

Признаки школы. Первое – общий учитель, второе – единство методологических и методических принципов. Учитель в науке.

3.Самовоспроизводство науки как социального института

Необходимость формальной субординации. Внутринаучные критерии профессиональной пригодности к науке. Роль государства в регулировании процесса подготовки научных кадров.  

4.Способы трансляции научных знаний. Компьютеризация науки

Античность – устная беседа. (Сократ – без текста, Аристотель – в виде лекции с последующим обсуждением). Феодальное общество – письма. С организацией научных обществ – записки. Потом – журналы по дисциплинам. Роль научных журналов. Другие жанры научной коммуникации: сборники конференций, монографии. Компьютеризация – новые возможности и новые проблемы.

5.Наука и государство

Гигантский экономический эффект. (Создание систем сотовой связи – результат разработок в СССР и в США. Воспользовалась же этим результатом финская фирма Nokia.) Перспективы создания систем передачи электроэнергии на основе сверхпроводимости. Необходимость больших затрат, которые, возможно, никогда не окупятся. Пример – работа над МГД-генератором, работа над мирным термоядом. (30 миллиардов долларов вбухали без всякого результата. Путин пообещал доставлять с луны гелий-3. (Цена одной тонны – 4 миллиарда доллара. И все для того же.)

Необходимость секретов. Возможные злоупотребления.

Государственное регулирование науки. Приватизация чиновниками ученых степеней.

Принципиальная нерыночность научного результата.

Несовместимость принципов либерализма с задачами развития науки.

Похожие материалы

Информация о работе