Лекция 9.
Наука как социальный институт
1.Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
2.Внутренняя и внешняя организация науки. Научная школа.
3.Самовоспроизводство науки как социального института
4.Способы трансляции научных знаний. Компьютеризация науки
5.Наука и государство
1.Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
Античность – одиночки и их добровольные объединения. 17 век – республика ученых. Затем научные сообщества периода дисциплинарно организованной науки. Формирование междисциплинарных сообществ науки XXI столетия.
2.Внутренняя и внешняя организация науки. Научные школы
Типы ученых: генератор идей, разработчик идей, открыватель фактов (экспериментатор), рецензент. Невидимые колледжи.
Признаки школы. Первое – общий учитель, второе – единство методологических и методических принципов. Учитель в науке.
3.Самовоспроизводство науки как социального института
Необходимость формальной субординации. Внутринаучные критерии профессиональной пригодности к науке. Роль государства в регулировании процесса подготовки научных кадров.
4.Способы трансляции научных знаний. Компьютеризация науки
Античность – устная беседа. (Сократ – без текста, Аристотель – в виде лекции с последующим обсуждением). Феодальное общество – письма. С организацией научных обществ – записки. Потом – журналы по дисциплинам. Роль научных журналов. Другие жанры научной коммуникации: сборники конференций, монографии. Компьютеризация – новые возможности и новые проблемы.
5.Наука и государство
Гигантский экономический эффект. (Создание систем сотовой связи – результат разработок в СССР и в США. Воспользовалась же этим результатом финская фирма Nokia.) Перспективы создания систем передачи электроэнергии на основе сверхпроводимости. Необходимость больших затрат, которые, возможно, никогда не окупятся. Пример – работа над МГД-генератором, работа над мирным термоядом. (30 миллиардов долларов вбухали без всякого результата. Путин пообещал доставлять с луны гелий-3. (Цена одной тонны – 4 миллиарда доллара. И все для того же.)
Необходимость секретов. Возможные злоупотребления.
Государственное регулирование науки. Приватизация чиновниками ученых степеней.
Принципиальная нерыночность научного результата.
Несовместимость принципов либерализма с задачами развития науки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.