Революция в химии 18 века, революция в биологии 19 века (Дарвин).
Есть еще микрореволюции.
Смена научных картин мира в физике. Научная картина мира - высший уровень синтеза знаний. В нее входят основополагающие принципы и идеи. Так, в физике выделяют три картины мира: механическая, электродинамическая и релятивистская. Ньютон: окружающий нас мир состоит из трех независимых сущностей: вещества, абсолютного пространства и абсолютного времени. Импульс передается с бесконечной скоростью. Основные законы: закон инерции, закон движения (второй закон Нютона) и закон всемирного тяготения. Лапласовский детерминизм. Электромагнитная картина мира: окружающий мир состоит из вещества, основу которого составляют электроны (электрически заряженные частицы) и излучения, абсолютного пространства и абсолютного времени.
Релятивистская картина мира: никакого абсолютного пространства и времени нет, движение относительно. Физический мир есть единое материальное образование, проявляющееся в двух формах: атомистического вещества и континуальных полей, находящихся в непрерывном движении. Существует предел распространения взаимодействия в физическом мире, он равен скорости света. Релятивистскую картину мира развивает квантовая картина мира.
Революция в астрономии.
1.Астрономия стала всеволновой.
2.Открыты новые классы объектов. (Ядра галактик, квазары, реликтовое излучение).
3.Обнаружен факт нестационарности огромного числа космических объектов.
5 Дифференциация и интеграция в науке..
В исходной точке развития - наука как единое целое. Эта фаза нашла свое завершение в творчестве Аристотеля.
Затем - дифференциация. Начинается с образования нового направления, концентрирующего силы ученых вокруг какой-то проблемной области. Потом эти ученые конституируются в сообщество. Так возникает новая дисциплина.
"Центр кристаллизации" может быть разным. Объект исследования - полупроводниковая техника. Задача - генная инженерия. Метод - голография.
4 основных этапа в развитии нового направления:
основоположение становление институционализация дисципилинаризация.
(По П.Б.Шелищу).
Варианты дифференциации: аналитическая (образование самостоятельных дисциплин внутри данной науки); синтетическая (какой-либо сложный объект становится сначала предметом междисциплинарных исследований, затем на этой основе возникает новая, "комплексная" дисциплина; отделение (отпочкование) некоторой области от "материнской" науки, формирование новых научных дисциплин в связи с появлением новых объектов исследования.
Способы формирования новых наук по типу дифференциации (по Л.С.Сычевой): "коллекторская программа" (возникновение науки, собирающей все сведения о каком-то одном объекте в одно целое). Пример - страноведение; "перенос программы" - применение уже сложившегося способа описания объектов к новым областям (социология образования, социология спорта, социология театра); "формирование конструктора" (подбор объектов для оперирования с ними и построении идеальной модели (генетика); "переcечение программ", в результате которой возникают "стыковые" науки (биохимия, этническая демография и др.).
Интеграция.
1)В процессе развития. Каждый последующий этап интегрирует наиболее существенные достижения предыдущих этапов;
2)В актуальном плане.
Формирование целостных комплексов теорий, объединенных общностью их сложного объекта. Пример - науковедение.
"Наведение мостов" между отдельными теориями, образование на их пограничных, стыковых участках соединительных теорий при сохранении базисных дисциплин. (Физическая химия, химическая физика, биофизика и т.п.).
Проведение сквозного теоретического разреза по объектам весьма отдаленных друг от друга теорий (кибернетика).
Слияние нескольких самостоятельных теорий в одну синтезирующую теорию (теории магнетизма, электричества, оптики растворились в единой теории электромагнитных явлений).
Единство дифференциации и интеграции - "интегрирующая дифференциация". (М.Г. Чепиков).
6.Социокультурные факторы развития науки
Две позиции: интернализм и экстернализм. Кредо интерналистов: идеи возникаю только из идей. Общественные условия оказывают стимулирующее или тормозящее воздействие на развитие науки, но не влияют на содержание
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.