Проблема возникновения науки. Развитие науки. Традиции и новации в развитии науки

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Революция в химии 18 века, революция в биологии 19 века (Дарвин).

Есть еще микрореволюции.

Смена научных картин мира в физике. Научная картина мира - высший уровень синтеза  знаний.  В нее входят основополагающие принципы и идеи.  Так,  в физике выделяют три картины мира:  механическая, электродинамическая и релятивистская. Ньютон: окружающий нас мир состоит из трех независимых сущностей:  вещества, абсолютного пространства и абсолютного времени.  Импульс передается с бесконечной  скоростью.  Основные  законы: закон инерции,  закон движения (второй закон Нютона) и закон всемирного тяготения. Лапласовский детерминизм.  Электромагнитная картина мира: окружающий мир состоит из вещества,  основу которого составляют электроны (электрически заряженные частицы) и излучения, абсолютного пространства и абсолютного времени.

Релятивистская картина  мира:  никакого  абсолютного пространства и времени нет, движение относительно.  Физический мир есть единое материальное образование, проявляющееся в двух формах:  атомистического вещества и континуальных полей, находящихся в непрерывном движении. Существует предел распространения взаимодействия в физическом мире, он равен скорости света. Релятивистскую картину мира развивает квантовая картина мира.

Революция в астрономии.

1.Астрономия стала всеволновой.

2.Открыты новые классы объектов. (Ядра галактик, квазары, реликтовое излучение).

3.Обнаружен факт нестационарности огромного числа космических объектов.

5 Дифференциация и интеграция в науке..

В исходной точке развития - наука как единое целое.  Эта фаза нашла  свое  завершение в творчестве Аристотеля.

Затем - дифференциация. Начинается с образования нового направления, концентрирующего  силы ученых вокруг какой-то проблемной области.  Потом эти ученые конституируются в сообщество. Так возникает новая дисциплина.

"Центр кристаллизации"  может быть разным.  Объект исследования - полупроводниковая техника. Задача - генная инженерия. Метод - голография.

4 основных этапа в развитии нового направления:

основоположение становление институционализация дисципилинаризация.

(По П.Б.Шелищу).

Варианты дифференциации:  аналитическая (образование самостоятельных дисциплин внутри данной науки);   синтетическая (какой-либо  сложный объект становится сначала предметом междисциплинарных исследований,  затем на этой основе возникает новая,  "комплексная" дисциплина;  отделение (отпочкование) некоторой области от "материнской" науки, формирование новых научных дисциплин в связи с появлением новых объектов исследования.

Способы формирования новых наук по типу дифференциации (по Л.С.Сычевой):      "коллекторская программа" (возникновение науки,  собирающей все сведения о  каком-то одном объекте в одно целое). Пример - страноведение;      "перенос программы" - применение уже сложившегося способа описания объектов к новым областям (социология образования, социология спорта, социология театра);      "формирование конструктора" (подбор объектов для оперирования с ними  и  построении идеальной модели (генетика);      "переcечение программ", в результате которой возникают "стыковые" науки (биохимия, этническая демография и др.).

Интеграция.

1)В процессе  развития.  Каждый  последующий этап интегрирует наиболее существенные достижения предыдущих этапов;

2)В актуальном плане.

Формирование целостных комплексов теорий, объединенных общностью их сложного объекта. Пример - науковедение.

"Наведение мостов" между отдельными теориями,  образование на  их  пограничных, стыковых участках соединительных теорий при сохранении базисных дисциплин.  (Физическая химия, химическая физика, биофизика и т.п.).

Проведение сквозного теоретического разреза по объектам весьма отдаленных друг от друга теорий (кибернетика).

Слияние нескольких  самостоятельных  теорий  в одну синтезирующую теорию (теории магнетизма,  электричества,  оптики растворились в единой  теории  электромагнитных явлений).

Единство дифференциации и интеграции - "интегрирующая дифференциация".  (М.Г. Чепиков).

6.Социокультурные факторы развития науки

Две позиции:  интернализм  и  экстернализм.  Кредо  интерналистов:  идеи  возникаю только из идей.  Общественные условия оказывают стимулирующее  или  тормозящее  воздействие на развитие науки, но не влияют на содержание

Похожие материалы

Информация о работе