ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
1.Предыстория русской философии.
2.Русская философия XIX века.
а)западничество и славянофильство;
б)философия русских революционных демократов;
в)философская мысль народников;
г)философия В.С.Соловьева.
3.Русская философия XX века.
а)религиозная философия;
б)русский космизм;
в)марксистская философия.
1.Предыстория русской философии
Становление русской философии.
Киевская Русь - процветающее государство раннего средневековья. Деградация вследствие татаро-монгольского нашествия. Не до философии. Изолированность Московской России от передовых европейских центров культуры. Отсюда 1)невычлененность философии из религии. 2)незрелость философской мысли, ее провинциализм.
Первый идеологический спор - между иосифлянами и нестяжателями. Рубеж 15 и 16 веков. Нил Сорский - один из "заволжских старцев". Сторонник благочестия, созерцания, молитвы и аскезы. Иосиф Волоцкий - настоятель Волоколамского монастыря. Сторонник благолепия и строгой дисциплины. У монастырей должно быть имущество. Победа иосифлян.
Русская философия XVIII века.
Ломоносов (1711-1765). Механистический материализм и деизм. Бог - "архитектор мира". В теории познания - эмпирик-сенсуалист и рационалист. Связывал прогресс исключительно с развитием образования, просвещения и ремесел.
Радищев А.Н. (1749-1802). Учился в Лейпцигском университете. Дал революционную интерпретацию теории естественного права. Осуждал самодержавие как "наипротивнейшее человеческому естеству состояние". За "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) был приговорен к смертной казни, замененной десятью годами каторги. В 1796 г Павел 1 возвращает ему свободу. В оде "Вольность" воспевал Кромвеля, казнившего короля. Воспевал также вооруженную борьбу американских колонистов за свободу. Написал трактат "О человеке, его смертности и бессмертии", в котором столкнул воззрения французских и английских материалистов и немецких идеалистов. Выступал за подчинение страстей разуму, но против всякого аскетизма. Испытал разочарование результатами Великой Французской революции. Покончил с собой.
2.Русская философия XIX века
Чаадаев П.Я. (1794-1856). Проделал освободительный поход против Наполеона. Во время путешествия в Европу в 1823-26 гг. познакомился с Шеллингом, философия которого оказала на него большое влияние. Написал "Письма о философии истории", за которыми укрепилось название "Философические письма". Первое было опубликовано в 1836 г. в журнале "Телескоп". "Прошлое России пусто, настоящее - невыносимо, а будущего у нее нет". "В крови русских есть нечто враждебное истинному прогрессу". "Мы – пробел в нравственном миропорядке". Если Бог создал Россию, то как пример, как не должно быть. "Чтобы дать миру какой-нибудь важный урок". В 1837 г. - "Апология сумасшедшего", не увидевшая света при жизни автора. В конце жизни перешел на позиции мессианства.
Пушкин о Чаадаеве: "Он вышней волею небес..."
а)западничество и славянофильство.
Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский - западники-революционные демократы.
Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, И.С. Тургенев - западники-либералы.
Впоследствии их пути разошлись.
Славянофилы.
А.С.Хомяков, К.С.Аксаков, П.В. Киреевский. Идея самобытного пути России. В России отсутствуют классовая борьба, существует община и утвердилась истинная религия.
Выступали против усвоения форм западноевропейской политической жизни. Считали необходимым развитие торговли, железных дорог и применение машин на селе. За отмену крепостного права сверху. Поддерживали идею созыва Земского Собора из представителей всех слоев общества, но возражали против ограничения монархии.
Критика западного рационализма как односторонней рассудочности. Идея "живознания" (Хомяков). Идеализация допетровской Руси. Петр произвольно нарушил органическую целостность русской жизни.
б)философия русских революционных демократов
Герцен А.И. (1812-1870). В 1834 году выслан за участие в университетском кружке революционного направления в ссылку (Пермь, Вятка, Владимир). В 1841 году за резкий отзыв в частном письме о полиции выслан в ссылку в Новгород. С 1847 года - в эмиграции. Был свидетелем революции во Франции и ее поражения. В эмиграции издавал радикальный журнал "Колокол".
Стремился в философии создать метод, адекватный действительности, соединяющий в себе достоинства опыта и умозрения, "эмпирии" и "спекуляции". Основываясь на диалектике как "алгебре революции" пытался обосновать идею закономерного наступления эпохи отсутствия антагонизмов. Этот грядущий мир воплотит в себе рациональные моменты предшествующей истории: реалистическое поклонение перед природой, свойственное античности, и принцип суверенности личности, свободы духа, развитые в первоначальном христианстве. Это и есть социализм. (Дилетантизм в науке).
В "Письмах об изучении природы" (1845-46) развил идею противоположности преимущественно в методологическом аспекте. Ратовал за преодоление созерцательности старого материализма и научное переосмысление принципов активности познания.
Под влиянием поражения революции во Франции пересмотрел ряд позиций. (Идея разумности истории, неодолимости прогресса; поставил под сомнение способность человека верно отразить и предвидеть направление исторического движения). Попытка преодоления этого пессимизма - теория крестьянского социализма
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.