КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Завершение новоевропейской философской классики.
"Немецкая теория французской революции" - Г. Гейне.
Германия переживала свое существование скорее в теории, чем на практике. (Маркс и Энгельс).
Идейное пробуждение третьего сословия.
Иммануил Кант (1724-1804). Отец - шорник. Окончил университет в Кенигсберге в 1745 г. 9 лет работал домашним учителем, в 1755-1770 - приват- доцент, 1770-1796 - профессор. В 1766-1772 - библиотекарь замка.
Докритический период - до 1770. "Всеобщая естественная история и теория неба" - небулярная гипотеза возникновения солнечной системы.
"Критика чистого разума" - 1781.
"Критика практического разума" - 1788.
"Критика способности суждения" - 1790.
"Основы метафизики нравов".
Теория познания. Познание начинается с того, что вещи действуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Мы можем упорядочивать эти ощущения, формировать на их основе рациональные суждения и делать разумные выводы, но мы не в состоянии постичь вещь в себе.
Ставит три вопроса: как возможно новое знание в математике? Как возможно новое знание в естествознании? И как возможно новое знание в философии (метафизике). На принятом им языке это вопросы о возможности априорных синтетических суждений.
Этот способ вопрошания (вопрошание о возможности) Кант называет трансцендентальным, а свои ответы - трансцендентальной теорией.
Ответы.
В математике новое знание возможно, потому что в ее основе лежат созерцания пространства и времени. А эти созерцания есть априорные формы чувственности.
В естествознании новое знание возможно, потому что существуют априорные категории рассудка: единство, множество, цельность, реальность, отрицание и др.
Невозможна метафизика как наука. Здесь новое знание возникает, поскольку бог наделил людей способностью разума. Разум одновременно приходит к взаимоисключающим утверждениям (антиномиям). Антиномии: мир конечен - и не имеет пределов; существуют неделимые частицы - и неделимых частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные - и существует свободная воля, не подчиняющаяся причинности; мир самодостаточен и несамодостаточен. Выход - вера в бога. Он гарантирует истинность метафизических построений. Ограничил знание, чтобы дать место вере.
Понятия (категории). По количеству - единство (единица меры), множество (величина), совокупность (целое). По качетсву: реальность, отрицание, ограничение. По отношению - субстанция, причинность, взаимность. По модальности - возможность, действительность, необходимость.
Чистые (неэмпрические) принципы естествознания. Аксиомы созерцания. Антиципация восприятия. Аналогия опыта. Постулаты эмпирического суждения вообще.
Этика. Обоснование нравственности вне связи с религией. В основе лежит идея Руссо о том, что всякая личность - самоцель и ни в коем случае не может рассматриваться в качестве средства, даже средства достижения всеобщего блага. Основной закон этики - формальное повеление, категорический императив. При этом Кант стремится отделить сознание нравственного долга от чувства эмпирической склонности к выполнению нравственного закона. В случае конфликта долга и чувства предписывает следовать долгу. "Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать общим естественным законом". Мотивацией нравственного поведения является достоинство другого человека. Нравственный закон - неэмпирический, он не возникает в результате обобщения человеческого поведения.
Устанавливает новый статус идей свободы, бессмертия души и бога. Это постулаты, не выводимые из опыта.
Эстетика. Сводит прекрасное к "незаинтересованному удовольствию", доставляемому созерцанием эстетической формы предмета. В этом смысле прекрасное субъективно и его оценка не может быть доказана, однако эстетическое суждение высказывается так, как если бы выраженная в нем оценка имела общее для всех и необходимое значение. В эстетическом суждении не сообщается нечто о предмете, но передается состояние субъекта. Произведение искусства рассматривается как целесообразное, но его целесообразность не предписана художнику извне; это целесообразность без цели. Целесообразность Кант мыслит как соразмерность нашим познавательным возможностям. Это ведет к признанию высшим видом искусства нечто совершенно бесцельное, например, арабеску. Но Кант в противоречии с исходной позицией, объявил высшим видом искусства поэзию, т.к. она возвышается до идеала.
Философия истории. История движется через борьбу. Высшая цель – достижение всеобщего правового гражданского состояния. Это требует установления всеобщего мира. Средства установления всеобщего мира - международная торговля и общение.
Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814). Родился в крестьянской семье и уже мальчиком должен был работать у станка. Но его заметил хозяин и решил помочь способному мальчику получить образование. Его покровитель в 1774 году умер, учеба Фихте сопровождалась постоянной нуждой. Пришлось оставить учебу, на некоторое время стал домашним учителем. Чтобы познакомиться с Кантом, пешком пришел в Кенигсберг и представил мэтру свой первый крупный трактат "Опыт критики всяческого откровения". Кант помог опубликовать трактат и публично подтвердил авторство Фихте. Учился в университетах Йены и Лейпцига. Профессор Йенского университета (1794-1799). Оставил его из-за обвинений в атеизме. Первый выборный ректор Берлинского университета (1810).
В философском развитии различают два периода: до 1800 года - чистый субъективный идеалист, после 1800 - субъективный идеалист с тяготением
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.