Классическая немецкая философия. Завершение новоевропейской философской классики

Страницы работы

Фрагмент текста работы

КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Завершение новоевропейской философской классики.

"Немецкая теория французской революции" - Г. Гейне.

Германия переживала  свое  существование  скорее  в  теории,  чем   на   практике. (Маркс и Энгельс).

Идейное пробуждение третьего сословия.

Иммануил Кант (1724-1804).  Отец - шорник. Окончил университет в Кенигсберге в 1745  г.  9  лет работал домашним учителем,  в 1755-1770 - приват- доцент,  1770-1796 - профессор. В 1766-1772 - библиотекарь замка.

Докритический период - до 1770.  "Всеобщая естественная история и теория неба" - небулярная гипотеза возникновения солнечной системы.

"Критика чистого разума" - 1781.

"Критика практического разума" - 1788.

"Критика способности суждения" - 1790.

"Основы метафизики нравов".

Теория познания.  Познание начинается с того, что вещи действуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Мы можем упорядочивать эти ощущения, формировать на их основе рациональные суждения и делать разумные выводы,  но мы не  в  состоянии  постичь вещь в себе.

Ставит три вопроса: как возможно новое знание в математике? Как возможно новое знание в  естествознании?  И  как  возможно новое знание в философии (метафизике).  На принятом им языке это вопросы о возможности априорных синтетических суждений.

Этот способ  вопрошания (вопрошание о возможности) Кант называет трансцендентальным, а свои ответы - трансцендентальной теорией.

Ответы.

В математике новое знание возможно,  потому что в  ее  основе  лежат  созерцания пространства и времени. А эти созерцания есть априорные формы чувственности.

В естествознании новое знание возможно,  потому что существуют априорные категории  рассудка: единство, множество, цельность, реальность, отрицание и др.

Невозможна метафизика как наука. Здесь новое знание возникает, поскольку бог наделил  людей  способностью разума.  Разум одновременно приходит к взаимоисключающим утверждениям (антиномиям).  Антиномии:  мир конечен - и не имеет пределов;  существуют неделимые частицы - и неделимых частиц нет;  все процессы протекают как причинно обусловленные - и существует свободная воля, не подчиняющаяся причинности; мир самодостаточен и несамодостаточен. Выход - вера в бога. Он гарантирует истинность метафизических построений.  Ограничил знание, чтобы дать место вере.

Понятия (категории).  По количеству - единство (единица меры), множество (величина),  совокупность (целое). По качетсву: реальность, отрицание, ограничение. По отношению - субстанция,  причинность,  взаимность. По модальности - возможность, действительность, необходимость.

Чистые (неэмпрические) принципы естествознания. Аксиомы созерцания. Антиципация восприятия. Аналогия опыта. Постулаты эмпирического суждения вообще.     

Этика.  Обоснование нравственности вне связи с религией. В основе лежит идея Руссо о том,  что всякая личность - самоцель и ни в коем случае не может рассматриваться  в качестве  средства,  даже средства достижения всеобщего блага.  Основной закон этики - формальное повеление,  категорический императив.  При  этом  Кант  стремится  отделить сознание  нравственного  долга  от  чувства эмпирической склонности к выполнению нравственного закона. В случае конфликта долга и чувства предписывает следовать долгу. "Поступай так,  чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать общим естественным законом".  Мотивацией нравственного поведения является достоинство  другого человека. Нравственный  закон - неэмпирический,  он не возникает в результате обобщения человеческого поведения.

Устанавливает новый статус идей свободы,  бессмертия души и бога. Это постулаты, не выводимые из опыта.

Эстетика.  Сводит прекрасное к "незаинтересованному удовольствию", доставляемому созерцанием эстетической формы предмета.  В этом смысле прекрасное субъективно  и его оценка не может быть доказана, однако эстетическое суждение высказывается так, как  если бы  выраженная  в  нем  оценка  имела  общее  для  всех  и необходимое значение.  В эстетическом суждении не сообщается  нечто  о  предмете,  но  передается  состояние субъекта. Произведение  искусства  рассматривается как целесообразное,  но его целесообразность не предписана художнику извне; это целесообразность без цели. Целесообразность Кант  мыслит  как соразмерность нашим познавательным возможностям.  Это ведет к признанию высшим видом искусства нечто совершенно бесцельное, например, арабеску. Но Кант  в противоречии с исходной позицией,  объявил высшим видом искусства поэзию,  т.к. она возвышается до идеала.

Философия истории.  История движется через борьбу.  Высшая цель – достижение всеобщего правового гражданского состояния.  Это требует установления всеобщего мира. Средства установления всеобщего мира - международная торговля и общение.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814).  Родился в крестьянской семье и уже мальчиком должен был работать у станка.  Но его заметил хозяин  и  решил  помочь  способному мальчику  получить образование.  Его покровитель в 1774 году умер,  учеба Фихте сопровождалась постоянной нуждой.  Пришлось оставить учебу,  на некоторое  время  стал  домашним учителем. Чтобы познакомиться с Кантом, пешком пришел в Кенигсберг и представил мэтру свой первый крупный трактат "Опыт критики всяческого  откровения".  Кант  помог  опубликовать трактат и публично подтвердил авторство Фихте.  Учился в университетах Йены и Лейпцига.  Профессор Йенского университета (1794-1799). Оставил его из-за обвинений в атеизме. Первый выборный ректор Берлинского университета (1810).

В философском развитии различают два периода: до 1800 года - чистый субъективный идеалист, после 1800 - субъективный идеалист с тяготением

Похожие материалы

Информация о работе