Лекция 3.
Античная философия
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Софисты. Расцвет деятельности приходится на 431-404 гг. до н.э., когда шла Пелопонесская война.
Горгий 483-373 гг. до н.э.
1.Ничего не существует.
2.Если что-то и существует, его нельзя познать.
3.Если что-то можно познать, его нельзя объяснить и передать другому.
Протагор 481-411 гг. до н.э. "О богах ничего не могу сказать, ни что они существуют, ни что они не существуют, ни какое они имеют подобие. Ибо многое препятсвует знать (это): и невоспринимаемость. И краткость человеческой жизни".
"Человек – мера всех вещей: существующих, как они существуют, и несуществующих, как они не существуют".
Младшие софисты: Ликофронт, Алкидамант. (4 в. до н.э.). Скудные сведения. Ликофронт: знатность есть вымысел; Алкидамант: никого не создала рабами, все рождаются свободными. Антифонт: природа имеет преимущества над устнаовлениями культуры. Фразимах: справедливость есть полезность для сильного. Каждая власть устанавливает законы, полезные для нее самой.
Сократ 469-399 гг. до н.э. Отец – каменотес Софроникс, мать – повивальная бабка Фенарета. Жена Ксантиппа, эталон сварливости. Трое детей. Незнатен и небогат. Не стремился к улучшению материального положения. Ничего не писал. Мал ростом, лыс и нос картошкой. Жизнь посвятил мысли. Майевтика.
В центре внимания – вопросы этики права. Основная проблема – воспитание достойного гражданина. Основные добродетели: сдержанность (укрощение страстей), мужество ( преодоление опасности), справедливость (соблюдение божественных и человеческих законов). Основная идея – тождество морали и добродетели. Выпил чашу с цикутой по приговору суда, хотя имел возможность избежать казни.
Платон 427-347 гг. до н.э. Имя от рождения Аристокл. Платос – широкий. Знатного рода, готовил себя к политической карьере, однако увлекся философией под влиянием Сократа.
Пытался реализовать проект идеального государства в Сиракузах при тиране Донисии 1 и его сыне Дионисии 2. Обе попытки окончились провалом. Еле унес ноги. Большое творческое наследие.
3 периода в идейном развитии: 1)сократический период (диалоги, "Апология Сократа"), 2)объективный идеализм, 3)объективный идеализм с оттенком пифагореизма. Подлинное бытие – мир идей. Идеи неизменны, существуют вне времени и пространства. Высшая идея – калокагатия (прекраснодоброе).
Неподлинное бытие – мир вещей. Узник, прикованный к пещере. Учение о душе. Душа существу до рождения и после смерти. Человек принадлежит обоим мирам. . Теория воспоминания. 3 части души: разум, воля и благие желания, влечения и чувственность.
Учение о государстве. Правители – философы. Высшая добродетель - мудрость. Стратеги – воины – высшая добродетель – храбрость. Производители (землепашцы и ремесленники) – умеренность. Высший тип государства из реально существующих – аристократия. Затем идет тимократия – власть нескольких личностей, основанная на военной силе. Олигархия – то же самое, но опирается на экономическую мощь. Демократия – власть толпы. Тирания.
Необходимость регулирования рождаемости и жесткой цензуры.
Искусство – подражание (мимезис). Низший способ постижения истины.
Теория воспитания. Для стражей и правителей нужны гимнастика, чтение и письмо, арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки. Для правителей дополнительно – философия.
Основал Академию.
Другие ученики Сократа – Ксенофонт 424-354 гг. до н.э.
Мегарская школа. Евклид акмэ ок. 400 г. до н.э. Евбулид из Милета. Придумал парадоксы "Куча", "Лысый", "Рогатый".
Элидо-эритрейская школа. Федон из Элиды. Менедемос из Эритреи.
Киническая школа. Анисфен 446-366 гг. до н.э. Диоген из Синопа.
Киренаики. Аристипп из Киренн 435-350 гг.
Аристотель из Стагир 384-322 гг. Сын придворного лекаря. Воспитывал Александра Македонского. В 17 лет пришел в Академию Платона. Через 20 лет ее покинул. В 335 году переехал в Афины и обосновал собственную школу Лицей, просуществовавшую 860 лет.
Интерес к эмпирической реальности. Биологический стиль мышления с его стремлением все классифицировать. Академический стиль изложения. 150 работ. Собраны Андроником Родосским.
Онтология. Критика платоновских идей. Первая материя принципиально неопределима. Огонь, воздух, вода и земля – промежуточная ступень. Реальный мир. Вещи – соединение материи (гиле) и образа. Формы (морфе). Гилеморфизм. Движение внутренне присуще вещам. Идея перводвигателя. (Противоречие). 4 причины: материальная, формальная, активная. Целевая.
Учение о душе. 3 уровня души: вегетативный (растения), чувственный (животное), разумный (человек). Иерархия мира.
Теория познания. Исходный пункт – ощущение. Затем абстрагирование, обобщение. Опыт, усиленный памятью. Дедукция и силлогистика.
Учение о государстве. Человек – общественное существо. Человечество – развитое сообщество общин. Община – развитая семья. Рабовладение – естественное состояние.
Формы государства.
Хорошее |
Плохое |
Монархия |
Тирания |
Аристократия |
Олигархия |
Полития |
Демократия |
Различал формы демократии: умеренная и радикальная.
Чрезмерное богатство нарушает общественную стабильность. Зажиточные граждане – основа стабильности. Государство обязано предотвращать чрезмерное скопление богатства в одних руках. Добродетель состоит в уклонении от крайностей.
Добродетели делятся на дианоэтические (разумные) и этические. Первые относятся к интеллектуальной деятельности и возникают путем обучения. Вторые - к характеру человека и являются результатом привычки.
Искусство – подражание и облагораживающее облегчение и очищение (катарсис).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.