Античная философия, классический период. Расцвет деятельности софистов

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Лекция 3.

Античная  философия

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Софисты. Расцвет деятельности приходится на 431-404 гг. до н.э., когда шла Пелопонесская война.

Горгий 483-373 гг. до н.э.

1.Ничего не существует.

2.Если что-то и существует, его нельзя познать.

3.Если что-то можно познать, его нельзя объяснить и передать другому.

Протагор 481-411 гг. до н.э. "О богах ничего не могу сказать, ни что они существуют, ни что они не существуют, ни какое они имеют подобие. Ибо многое препятсвует знать  (это): и невоспринимаемость. И краткость человеческой жизни".

"Человек – мера всех вещей: существующих, как они существуют, и несуществующих, как они не существуют".

Младшие софисты: Ликофронт, Алкидамант. (4 в. до н.э.).  Скудные сведения. Ликофронт: знатность есть вымысел; Алкидамант: никого не создала рабами, все рождаются свободными. Антифонт: природа имеет преимущества над устнаовлениями культуры. Фразимах: справедливость есть полезность для сильного. Каждая власть устанавливает законы, полезные для нее самой.

Сократ 469-399 гг. до н.э.  Отец – каменотес Софроникс, мать – повивальная бабка Фенарета. Жена Ксантиппа, эталон сварливости. Трое детей. Незнатен и небогат. Не стремился к улучшению материального положения. Ничего не писал. Мал ростом, лыс и нос картошкой. Жизнь посвятил мысли. Майевтика.

В центре внимания – вопросы этики права. Основная проблема – воспитание достойного гражданина. Основные добродетели: сдержанность (укрощение страстей), мужество ( преодоление опасности), справедливость (соблюдение божественных и человеческих законов). Основная идея – тождество морали и добродетели. Выпил чашу с цикутой по приговору суда, хотя имел возможность избежать казни.

Платон 427-347 гг. до н.э. Имя от рождения Аристокл. Платос – широкий.   Знатного рода, готовил себя к политической карьере, однако увлекся  философией под влиянием Сократа.

Пытался реализовать проект идеального государства в Сиракузах при тиране Донисии 1 и его сыне Дионисии 2. Обе попытки окончились провалом. Еле унес ноги.  Большое творческое наследие.

3 периода в идейном развитии: 1)сократический период (диалоги, "Апология Сократа"), 2)объективный идеализм, 3)объективный идеализм с оттенком пифагореизма. Подлинное бытие – мир идей. Идеи неизменны, существуют вне времени и пространства. Высшая идея – калокагатия (прекраснодоброе).

Неподлинное бытие – мир вещей. Узник, прикованный к пещере.   Учение о душе. Душа существу до рождения и после смерти. Человек принадлежит обоим мирам. .   Теория воспоминания. 3 части души: разум, воля и благие желания, влечения и чувственность.

Учение о государстве. Правители – философы. Высшая добродетель - мудрость. Стратеги – воины – высшая добродетель – храбрость. Производители (землепашцы и ремесленники) – умеренность. Высший тип государства из реально существующих – аристократия.  Затем идет тимократия – власть нескольких личностей, основанная на военной силе. Олигархия – то же самое, но опирается на экономическую мощь. Демократия – власть толпы. Тирания.

Необходимость регулирования рождаемости и жесткой цензуры.

Искусство – подражание (мимезис). Низший способ постижения истины.

Теория воспитания. Для стражей и правителей нужны гимнастика, чтение и письмо, арифметика, геометрия, астрономия  и теория музыки. Для правителей дополнительно – философия.

Основал Академию.

Другие ученики Сократа – Ксенофонт  424-354 гг. до н.э.

Мегарская школа. Евклид акмэ ок. 400 г. до н.э. Евбулид из Милета. Придумал парадоксы "Куча", "Лысый", "Рогатый".

Элидо-эритрейская школа. Федон из Элиды. Менедемос из Эритреи.

Киническая школа. Анисфен 446-366 гг. до н.э. Диоген из Синопа.

Киренаики. Аристипп из Киренн 435-350 гг.

Аристотель из Стагир   384-322 гг. Сын придворного лекаря. Воспитывал Александра Македонского. В 17 лет пришел в Академию Платона. Через 20 лет ее покинул. В 335 году переехал в Афины и обосновал собственную школу Лицей, просуществовавшую 860 лет.

Интерес к эмпирической реальности. Биологический стиль мышления  с его стремлением все классифицировать. Академический стиль изложения. 150 работ. Собраны Андроником Родосским.

Онтология. Критика платоновских идей. Первая материя принципиально неопределима. Огонь, воздух, вода и земля – промежуточная ступень. Реальный мир. Вещи – соединение материи (гиле) и образа. Формы (морфе). Гилеморфизм.  Движение внутренне присуще вещам. Идея перводвигателя. (Противоречие).  4 причины: материальная, формальная, активная. Целевая.

Учение о душе. 3 уровня души: вегетативный (растения), чувственный (животное), разумный (человек).  Иерархия мира.

Теория познания. Исходный пункт – ощущение. Затем абстрагирование, обобщение.  Опыт, усиленный памятью.  Дедукция и силлогистика.

Учение о государстве. Человек – общественное существо. Человечество – развитое сообщество общин. Община – развитая семья. Рабовладение – естественное состояние.

Формы государства.

Хорошее

Плохое

Монархия

Тирания

Аристократия

Олигархия

Полития

Демократия

Различал формы демократии: умеренная и радикальная. 

Чрезмерное богатство нарушает общественную стабильность. Зажиточные граждане – основа стабильности. Государство обязано предотвращать чрезмерное скопление богатства в одних руках. Добродетель состоит в уклонении от крайностей.

Добродетели делятся на дианоэтические (разумные) и этические. Первые относятся к интеллектуальной деятельности и возникают путем обучения. Вторые  - к характеру человека и являются результатом привычки.

Искусство – подражание и облагораживающее облегчение и очищение (катарсис).

Похожие материалы

Информация о работе