ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
1.Проблема направленности мирового исторического процесса.
2.Становление цивилизации.
3.Человек в информационно-техническом мире.
4.Современная глобальная ситуация
1.Проблема направленности исторического процесса
Философия истории – раздел философии. Отличен от социальной философии по предмету. Социальная философия - наличная данность общества. Философия история - общество как процесс. Социальная философия - функционирование социума, история философии - развитие общества.
Карсавин выделяет 3 основных задачи философии истории: 1)исследование первоначал исторического бытия, 2)рассмотрение этих начал в единстве бытия и знания, 3)раскрытие смысла исторического процесса. На наш взгляд, третья задача вбирает в себя две первые.
Что значит выявить смысл исторического события? Это значит определить, какого его место в звене событий. Но место может быть установлено только при условии, если мы имеем представление о направленности событий. Так, смысл Беловежских соглашений может быть по-разному интерпретирован в разных системах идеологических координат.
По вопросу о направленности исторического процесса существует две точки зрения: 1)отрицание направленности, 2)признание направленности.
Отрицание направленности: теории циклического развития (Данилевский, Шпенглер, Тойнби).
Признание направленности. Гесиод: регресс. Философия эпохи Просвещения: прогресс.
Сущность прогресса: Просвещение: смягчение нравов и распространение положительных знаний; вытеснение религии и секуляризация. Гегель - более глубокое постижение идеи свободы. Маркс: практическое высвобождение человека.
2.Становление цивилизации.
Начало истории - первобытность. Примитивная слитность всех сторон сознания и общественной жизни. Нет отношений собственности, классов, нет социальных институтов и организаций, науки и религии. Крайне медленные темпы развития. Сотни тысяч лет почти без изменений. Все силы уходят на борьбу с природной стихией. Успешное существование. Присваивающее хозяйство. Изобретения являются вынужденным ответом на ухудшение условий обитания. Наступление засушливого периода - доместикация животных. Истощение охотничьих угодий - культивирование растений. Переход к производящему хозяйству. Повышение производительности труда. Появление прибавочного продукта. Переход к оседлому образу жизни. Рост поселений. Развитие торговли и появление городов как центров ремесла и торговли. Возникновение протогосударств.
Коренное изменение типа власти и характера социальных отношений. Первоначальная слитность общественного сознания. Конституирование церкви как социального института. Возникновение философии. Критерии цивилизации: 1)в экономическом плане - всеобщность товарно-денежных отношений, 2)в политическом плане - наличие публичной власти, 3)в области регулирования общественных отношений - появление института писаного права, 4)в сфере общественного сознания - возникновение идеологии.
3.Человек в информационно-техническом мире
Развитие общества есть 1)развитие техники, 2)развитие средств коммуникации. Эти процессы взаимосвязаны. Первый преобразует материальную среду, второй - информационную среду. Дописьменная эпоха. Главное достоинство человека - память. Особая роль стариков как хранителей мудрости. Появление письменности - освобождение сознания для творческой работы. Старость не тождественна мудрости. Образование как социальный ресурс. Элитарный характер образования. Книгопечатание - резкое расширение доступности образования. Современные технические средства коммуникации - превращение мира в глобальную деревню. Позитив и негатив. Два метода идеологического воздействия: ограничения доступа к информации и перенасыщение информацией. Снижение критичности. Зомбирование и манипуляция сознанием.
4.Современная глобальная ситуация
«Золотой миллиард» и остальные. Невозможность достижения жизненного уровня «золотого миллиарда» в масштабах планеты. Тупиковость потребительски-гедонистического идеала. Необходимость перехода к иной цивилизационной парадигме.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.