Проблема направленности мирового исторического процесса. Становление цивилизации

Страницы работы

Содержание работы

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

1.Проблема направленности мирового исторического процесса.

2.Становление цивилизации.

3.Человек в информационно-техническом мире.

4.Современная глобальная ситуация

1.Проблема направленности исторического процесса

Философия истории – раздел философии. Отличен от социальной философии по предмету. Социальная философия - наличная данность общества.  Философия история - общество как процесс. Социальная философия - функционирование социума, история философии - развитие общества.

Карсавин выделяет 3 основных задачи философии истории: 1)исследование первоначал исторического бытия,  2)рассмотрение этих начал в единстве бытия и  знания,  3)раскрытие  смысла исторического процесса.  На наш взгляд,  третья задача вбирает в себя две первые.

Что значит  выявить  смысл  исторического события?  Это значит определить,  какого его место в звене событий.  Но место может быть установлено только при  условии,  если мы  имеем представление о направленности событий.  Так,  смысл Беловежских соглашений может быть по-разному интерпретирован в разных системах идеологических координат.

По вопросу  о  направленности  исторического процесса существует две точки зрения: 1)отрицание направленности, 2)признание направленности.

Отрицание направленности:  теории циклического развития (Данилевский,  Шпенглер, Тойнби).

Признание направленности.  Гесиод: регресс. Философия эпохи Просвещения: прогресс.

Сущность прогресса:  Просвещение:  смягчение  нравов и распространение положительных знаний;  вытеснение религии и секуляризация.  Гегель - более глубокое постижение идеи свободы. Маркс: практическое высвобождение человека.

2.Становление цивилизации.

Начало  истории  -  первобытность.  Примитивная слитность всех сторон сознания и общественной жизни.  Нет отношений собственности,  классов,  нет социальных институтов и организаций,  науки и религии.  Крайне медленные темпы развития.  Сотни тысяч лет почти без изменений.  Все силы уходят на  борьбу  с  природной стихией.  Успешное существование.  Присваивающее хозяйство. Изобретения являются вынужденным ответом на ухудшение условий обитания.  Наступление засушливого  периода  - доместикация животных. Истощение охотничьих угодий - культивирование растений. Переход к производящему хозяйству.  Повышение производительности труда.  Появление прибавочного продукта.  Переход к оседлому образу жизни.  Рост поселений. Развитие торговли и появление городов как центров  ремесла  и  торговли.  Возникновение  протогосударств.

Коренное  изменение  типа  власти  и  характера  социальных  отношений.  Первоначальная слитность общественного сознания.  Конституирование церкви как социального института. Возникновение философии.  Критерии цивилизации:  1)в экономическом плане - всеобщность  товарно-денежных отношений, 2)в политическом плане - наличие публичной власти, 3)в области регулирования общественных отношений - появление института писаного права, 4)в сфере общественного сознания - возникновение идеологии.

3.Человек в информационно-техническом мире

Развитие общества есть 1)развитие техники,  2)развитие средств коммуникации. Эти процессы взаимосвязаны. Первый преобразует материальную среду,  второй - информационную среду.  Дописьменная эпоха. Главное достоинство человека - память.  Особая роль стариков как хранителей мудрости.  Появление письменности - освобождение сознания для творческой работы. Старость не тождественна мудрости.  Образование как социальный ресурс.  Элитарный  характер  образования. Книгопечатание - резкое расширение доступности образования.  Современные технические средства коммуникации - превращение мира в глобальную деревню.  Позитив и негатив. Два метода идеологического воздействия: ограничения доступа к информации и перенасыщение информацией. Снижение критичности. Зомбирование и манипуляция сознанием.

4.Современная глобальная ситуация

«Золотой миллиард»  и  остальные.  Невозможность достижения жизненного уровня «золотого миллиарда» в масштабах планеты. Тупиковость потребительски-гедонистического идеала.  Необходимость перехода к иной цивилизационной парадигме.

Похожие материалы

Информация о работе