Основной вопрос философии, его объективная обусловленность. Аспекты основного вопроса философии. Материалистическая традиция в философии. Идеалистическая традиция. Формы материализма и идеализма.
Рационализм и иррационализм в философии. Отношение к разуму как философская проблема. Разум, его мощь и ограниченность. Вера и разум. Многообразие форм рационализма и иррационализма.
Эссенциальное и экзистенциальное философствование. Философия и философствование. Ориентация на выявление сущности и установка на описание существования. Философия как наука и философия как искусство.
Специфика историко-философского процесса. Проблема истины в философии. Истина как ценность и цель познания. Истина в науке. Проблема субъективной истины.
Специфика философских проблем. Принципиальная открытость и незавершенность философских проблем. Опосредованный характер связи философии с реальностью и практикой. Преходящее и непреходящее в философской проблематике. Ангажированность философствующего субъекта.
Истина в философии и истина в науке. Безличный характер научных истин. Личностный характер истин в философии. Принципиальная проверяемость положений науки. Невозможность прямой проверки философских истин. Кумулятивный характер развития научного знания. Некумулятивность развития философии
Незавершенность философских истин. Философия как обобщение достигнутого уровня практики и познания. Принципиальная незавершенность исторического процесса. Историческая и логическая незавершенность философских истин.
Запад и Восток как социокультурные категории.
Философия Древней Индии. Веды. Упанишады. Сансара, нирвана, карма и дхарма. Философия джайнизма. Философия Будды Гаутамы. Материалистическая философия Древней Индии. Философские системы индуизма: санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта.
Философия Древнего Китая. Классические книги китайской образованности. Конфуцианство. Жизнь и учение Конфуция. Влияние конфуцианства на китайскую цивилизацию. Даосизм. Школа имен. Моизм. Легизм.
Происхождение и своеобразие античной философии. Предпосылки и особенности самосознания древнегреческой цивилизации. Греческая мифология и античная философия. Космоцентризм древнегреческой философии. Основные категории античной мысли: Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа. Теоретическая форма философии.
Досократическая философия. Первые философы. Понятия «природа» и «архе» в досократической мысли. Проблема первоначала в милетской школе. Пифагор и ранний пифагореизм. Гераклит: учение о противоположностях и становлении.
Элеатская школа. «Путь истины» и «путь мнения» в учении Парменида. Апории Зёнона и их философский смысл.
Атомизм Демокрита. Понятия атома и пустоты. Проблема детерминизма.
Век «классической философии». Сократ: его жизнь и характер философствования. «Диалектика», «майевтика», «ирония» — аспекты сократовского метода. Моральная философия Сократа. Добродетель и знание.
Платон. Проблема «эйдосов-идей» в философии Платона. Познание как «припоминание». Платон о душе и ее бессмертии. Учение Платона о государстве.
Аристотель. Аристотель о материи и форме. Учение о возможном и действительном бытии. Аристотель о видах «причин». Учение об Уме-Перводвижителе. Аристотель о первой философии. Социальная философия Аристотеля.
Эллинистическая и римская философия. Общая характеристика эллинистической мысли.
Школы эллинистической философии. Кинизм, этические идеи киников. Эпикуреизм. Принцип удовольствия. Атомизм в эпикурейской физике, логике, этике. Стоицизм. Стоические учения о причинности, необходимости и судьбе. Стоическая этика. Скептицизм.
Неоплатоническая философия. Возникновение неоплатонизма и его главные представители.
Плотин. Понятие «единого» как фундамент философствования Плотина.
Своеобразие средневековой философии. Христианская догматика и философская мысль. Теология и философия. Бог, человек и мир в христианской философии. Традиционализм и компилятивный характер средневековой учености.
Апологетика и патристика. Своеобразие восточной и западной патристики. Личность и учение А. Августина. Учение Августина о душе и самопознании. Августин о «двух градах». Трансцендентная философия истории Августина.
Схоластика. Предшественники и начало схоластики на Западе. Споры номиналистов и реалистов об универсалиях. Философский синтез Фомы Аквинского. Философия природы в XIII веке. Роджер Бэкон.
Уильям Оккам. Смысл «правила бритвы». Доказательная наука и опыт.
Европейское Возрождение как историческая эпоха. Социальные и культурные процессы в Италии и Северной Европе.
Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. Политические учения Макиавелли, Т. Мора.
Николай Кузанский. Учение о бытии-возможности, о совпадении противоположностей. Кузанский об ученом незнании
Дж. Бруно о бесконечности миров. Ренессанс и становление ново европейской науки и философии.
Реформация и контрреформация. Личность и учение Эразма Роттердамского Ж. Кальвин и учение о предопределении. Протестантская этика.
Тема 6. Философия Нового времени (XVII - XVIII вв.)
Своеобразие и фундаментальные основания классической новоевропейской философии. Процесс секуляризации и автономизации философского знания. Понятие познающего субъекта. Утверждение автономии и суверенности конечного человеческого разума. Фундаментальное значение противоположности «субъект — объект» в философии Нового времени. Основная гносеологическая проблема и способы ее решения.
Истина как достоверность. Критерии необходимости, общезначимости и воспроизводимости истины. Проблема метода в философии Нового времени. Практически-инструментальный характер новоевропейской трактовки знания. Практика как методическое применение знания. Философия и новая наука.
Полемика рационалистической и эмпирической тенденций в философии Нового времени. Дедуктивная и индуктивная методология.
Начало философии Нового времени. Р. Декарт. Принцип философии Декарта. Картезианское сомнение. Критика предрассудков, авторитетов и традиций. Непосредственная данность и преимущественная достоверность сознания. Проблема существования внешнего мира. Доказательство существования бога. Бог как гарант существования мира и истинного знания. Учение о врожденных идеях. Ясность и отчетливость как критерии истины. Свобода воли и проблема источника заблуждений. Проблема и правила метода. Материя и движение в философии Декарта.
Ф. Бэкон. Проект прагматического преобразования науки. Тождество истины и пользы, знания и могущества. Критика предрассудков как идолов в познании. Учение Бэкона о методе. Разработка индуктивной методологии науки.
Рационалистическая метафизика в XVII веке. Б. Спиноза. Пантеизм Спинозы. Бог, природа, субстанция. Метод построения системы. Понятия «природы порождающей» и «природы порожденной». Атрибуты и модусы субстанций. Универсальный детерминизм Спинозы, понятие «свободной необходимости». Свобода как осознанная необходимость.
Г.Ф. Лейбниц. Простая субстанция как монада. Основные характеристики монады. Понятие предустановленной гармонии. Учение о возможных мирах. Метафизические истины и принцип противоречия. Действительность и закон достаточного основания.
Эволюция английского эмпиризма. Дж. Локк. Вопрос об источниках знания. Критика концепции врожденных идей. Сенсуалистическая трактовка опыта и «чистый разум» у Локка. Внутренний и внешний опыт. Простые и сложные идеи. Локковская теория абстракции. Учение о первичных и вторичных качествах. Философское обоснование либерализма Локком: свобода и плюрализм.
Субъективный идеализм Дж. Беркли. Критика концепции первичных и вторичных качеств, понятий материи и пространства. Д. Юм. Радикальный гносеологический скептицизм Юма.
Европейское Просвещение. Фундаментальные характеристики просветительской мысли: опора на собственный разум и программа преобразования сознания.
Французское Просвещение — наиболее радикальная и политизированная форма просветительской мысли.
Просвещение и Французская революция. Материалистическая тенденция во французском Просвещении.
Философия истории и просветительские версии общественного прогресса. Критика цивилизованного состояния Ж.-Ж. Руссо. Руссо о противоречиях и необратимости исторического процесса. Радикальная демократическая программа политического правового порядка в «Общественном договоре» Руссо.
Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской классики. Социально-историческая и философская ситуация. Главные проблемы и задачи немецкой классической философии.
Критическая философия И. Канта. Предмет и задачи критической философии. Критика Кантом догматизма и скептицизма в философии. «Вещь в себе» и явление в философии Канта. Понятие трансцендентального субъекта. Априоризм Канта.
Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Чувственность и рассудок. Система категорий чистого рассудка. Идеи чистого разума. Паралогизмы, антиномии и идеалы чистого разума. Кант о возможностях и границах спекулятивного теоретического разума.
Моральная философия Канта. Категорический императив как закон практического разума, формализм моральной философии Канта. Свобода и долг. Проблема Бога и бессмертия души в моральной философии Канта.
Эстетическая и телеологическая способность суждения в «Критике способности суждения». Понятие эстетического. Моменты суждения вкуса о прекрасном. Каузальное объяснение и телеологическое рассмотрение природы. Кант о культуре как «последней цели» природы. Философия истории Канта.
Философия И.Г. Фихте. Фихте о принципе и системе философии. Тождество субъекта и объекта в философии Фихте. Основоположения «наукоучения» и диалектика Фихте.
Философия Ф.В.Й. Шеллинга. Трансцендентальная философия и натурфилософия, Шеллинг о диалектике природы; учение о полярностях. Понятие «абсолютного тождества». «Позитивная философия» позднего Шеллинга и критика «негативной философии».
Философия Г.В.Ф. Гегеля. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия. Гегель о субстанции-субъекте.
«Энциклопедия философских наук», ее структура. Философия как логика. Учение о бытии. Учение о сущности. Учение о понятии. Категории и принципы диалектического мышления. Учение Гегеля об истине. Философия природы. Философия духа.
Гегель о «разумной действительности». Гражданское общество и государство. Философия истории Гегеля. История как процесс развития самосознания и осуществления понятия свободы. Историческое и логическое в философии Гегеля. Гегель об «абсолютном духе» и его ступенях.
Разложение гегелевской школы. Л.Фейербах. Полемика «старогегельянцев» и «младогегельянцев». Материализм Фейербаха. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.
Тема 8. Постклассическая философия XIX - начала XX вв.
Философия марксизма. Философия и практика. Основные положения материалистического понимания истории. Отношение общественного сознания к общественному бытию.
Исторический процесс воспроизводства общественной жизни. Общественный прогресс и его критерии. Историческое место и роль капитализма в истории. Маркс об основных чертах коммунистической формации.
Основной вопрос философии и философское понятие материи. Проблемы теории познания в философии марксизма.
Позитивизм в XIX веке. Программа «позитивной философии» О. Конта. Философия и наука, предмет философии. Классификация наук. «Закон трех стадий развития человеческого духа» Конта как универсальный закон истории. Социология в системе наук. Эволюционизм Г. Спенсера. Органическая теория общества Спенсера.
Неокантианство. Неокантианство и Кант. Марбургская школа. Критика кантовской «вещи в себе» и логика науки (Г. Коген, П. Наторп). Баденская школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
Иррационализм и философия жизни. Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Мир как воля и как представление. Метафизика морали. Пессимизм.
Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора: учение о «стадиях жизни», «моральная диалектика» как средство самоопределения человека.
Философия Ф. Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки»: «аполлоническое» и «дионисийское» начала. Программа «переоценки всех ценностей». «Имморализм» и критика морали. Ницше и нигилизм. «Воля к власти» и идеал «сверхчеловека». Идея «вечного возвращения». Морфология культуры и основные идеи философии истории О. Шпенглера. Интуитивизм А. Бергсона: понятия инстинкта, интеллекта, интуиции в «Творческой эволюции».
Главные проблемы и тенденции философии XX века. «Школы» и «тематические направления». Сциентизм и антисциентизм. Место и роль философии в культуре XX века.
Американский прагматизм. Прагматизм в контексте американской духовной традиции: Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи.
Психоанализ и философия неофрейдизма. Фрейдизм как философское мировоззрение. З. Фрейд о философии истории и культуры. Аналитическая психология К. Юнга и коллективное бессознательное. Архетип и символ. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.
Феноменология. Э. Гуссерль: программа философии как «строгой науки». Критика психологизма в философии сознания. Понятие интенциональности сознания. Метод феноменологической редукции, ее ступени.
Экзистенциальная философия. Социально-исторические и духовные истоки экзистенциализма. Уникальность человеческого бытия как философская проблема. Понятие экзистенции. Проблема подлинности и неподлинности человеческого существования. Свобода и экзистенция. Светский (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю) и религиозный (К. Ясперс) экзистенциализм. М. Хайдеггер и «преодоление» метафизики. Ж.-П. Сартр о свободе и «проекте».
Философская антропология. Идеи философской антропологии М. Шелера.
Философская герменевтика. М. Хайдеггер: герменевтика как феноменология человеческого бытия. Философская герменевтика Г. Гадамера.
Аналитическая философия. Становление и источники: Дж. Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Основные темы аналитической философии. Философская программа неопозитивизма и ее кризис (Р. Карнап, Г. Рейхенбах).
Религиозная философия. Основные тенденции западной религиозно-философской мысли в XX в.: католическая (неотомизм, неоавгустинианизм) и протестантская («диалектическая теология») философия. «Интеграционный гуманизм» Ж. Маритена. Религиозно-философская система П. Тейяра де Шардена.
Русская философия XI - XVII веков. Зарождение философии на Руси. Учение о благодати и осмысление идеи богочеловечества.
Русская философия XVIII века. Ломоносов: философия и естествознание, механицизм и атомизм. Своеобразие просвещения в России.
А.Н. Радищев как критик российской политической системы. Трактовка естественного права и общественного договора, общественно-политические идеалы. Учение о человеке.
Русская философия XIX века. П.Я. Чаадаев. Оценка исторического прошлого России и ее современного состояния. Религиозная историософия.
А.И. Герцен. Разработка диалектического метода. Преодоление объективного идеализма на почве реализма. Критика идеи разумности истории. «Русский социализм».
Западничество и славянофильство 30 - 50-х годов. Разработка славянофильской идеологии. А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков. Критика рационалистической культуры Запада и западной философии, рационализма и материализма. Философия истории: своеобразие исторических судеб России.
Философия русской радикальной демократии 50 - 60-х годов. Н. Г. Чернышевский. Материалистическая трактовка антропологического принципа в философии. Социалистическая теория и пути развития России. Эстетика Н.Г. Чернышевского. Д.И. Писарев: материализм и наука. Труд как основа исторического прогресса и проблема освобождения труда.
Философская мысль народников Народничество в России:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.