обоснованности; выделять структурные элементы конкретной научной теории; выявлять влияние философии на научную теорию; отличать онтологическую схему теории от картины мира науки.
l Владеть навыком проведения самостоятельного историко-научного исследования – комплексного анализа исследовательской проблемы в истории науки.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
Общая трудоемкость |
46 |
5 |
Аудиторные занятия |
20 |
|
Лекции |
20 |
|
Практические занятия (семинары) |
||
Лабораторные работы |
||
Самостоятельная работа |
26 |
|
Курсовые работы/рефераты |
||
Вид итогового контроля |
зачет |
4. Содержание дисциплины. 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.
№ |
Разделы дисциплины |
лекции |
семинары |
1. |
Методологические и концептуальные основы истории науки как исследовательской и учебной дисциплины |
2 |
|
2. |
Основные модели историографии науки |
2 |
|
3. |
Структура научного знания |
2 |
|
4. |
Классификация наук. Дихотомия естественных и социогуманитарных наук. Законы движения научного знания. |
2 |
|
5. |
Наука античности |
2 |
|
6. |
Средневековая наука |
2 |
|
7. |
Европейское Возрождение и становление новой картины мира. |
2 |
|
8. |
Научная революция VII в.: этапы, герои, результаты. |
2 |
|
9. |
Борьба альтернативных научных программ: ньютонианства, картезианства, атомизма, лебницианства. |
2 |
|
10. |
Классическое естествознание и его кризис: от «нормальной науки» к революции. |
2 |
4.2 Содержание разделов дисциплины.
Раздел 1. Методологические и концептуальные основы истории науки как исследовательской и учебной дисциплины
Закономерности развития научного знания как предмет истории науки. Понятие науки. Дисциплины, изучающие науку: философия науки, науковедение, социология науки. Наука как форма знания и как социальный институт. Наука как форма общественного сознания и производительная сила общества. Споры о месте и роли науки в культуре: сциентизм и антисциентизм. Понятия: знание, наука, рациональность, истина и заблуждение – их соотношение. Интернализм и экстернализм – две соперничающие концепции истории науки: А.Койре и Дж.Бернал как примеры реализации подходов.
Раздел 2. Основные модели историографии науки
Изменение образа науки в философии науки. Кумулятивистская модель движения научного знания: логический позитивизм и принцип верификации. К.Поппер, идея эволюционной эпистемологии и принцип фальсификации. Концепция научно-исследовательских программ И.Лакатоса. Антикумулятивизм. Т.Кун «Структура научных революций» – развитие науки как смена парадигм. «Эпистемологический анархизм» П.Фейерабенда и отрицание им возможности рациональной реконструкции истории науки.
Раздел 3. Структура научного знания
Идеальная модель научного знания как сочетающая в себе два уровня теоретический и эмпирический. Эмпирический уровень научного знания. Понятие научного опыта: эксперимент и наблюдение. Чувственные данные и научный факт. Процедуры сравнения, классификации, систематизации на эмпирическом уровне. Понятие научного закона. Познавательный статус эмпирических закономерностей. Теоретический уровень научного знания. Идеальные объекты теории – теоретические конструкты – их познавательный и онтологический статус. Теоретические принципы, теоретические законы. Математический формализм теории. Проблема разграничения и познавательной первичности теоретического и эмпирического уровней научного познания. Онтологическая схема теории и научная картина мира. Проблема эмпирической интерпретации теории. Гипотетико-дедуктивная модель научного объяснения.
Раздел 4. Классификация наук. Дихотомия естественных и гуманитарных наук
Классификация наук по предмету и методу: математика, естественные науки, социальные науки, гуманитарные науки. Обоснование дихотомии «номотетические – идиографические» науки и «науки о природе – науки о духе» в баденском неокантианстве и философии жизни В. Дильтея. Различие эпистемологического статуса естественных и социогуманитарных наук: отсутствие в социогуманитарных науках общепринятой парадигмы, научного консенсуса, теорий, подобных естественно-научным. Поиски и обоснование в философии науки правомерности иных форм объяснения: каузальной, телеологической, генетической – в социогуманитарном знании. Сравнение способов организации знания (эмпирии и теории) в физике и истории. Задача обнаружения единых закономерностей развития наук на основе диалектики истины и заблуждения как внутреннего источника динамики научного знания.
Раздел 5. Наука античности
Понятие научно-исследовательской программы и ее роли в развитии науки. Античная наука сквозь призму трех научно-исследовательских программ: платоновско-пифагорейской, атомистической, аристотелевской: основные понятия – бесконечность, непрерывность, пространство, время, движение. Эвристическая роль метафизики в науке. Особенности античной науки: теоретичность, рационалистичность (отсутствие эксперимента), систематичность (идея космоса как системообразующая), разрыв между наукой и техникой. Периодизация античной науки. Отличие греческого понятия «природы» от современного. Переход от мифа к логосу как условие возникновение научного знания. Философия как натурфилософия, первая наука. Доказательность и научность античной математики в отличие от ре цептурности восточной математики. Пифагорейский союз и первый кризис оснований математики. Парадоксы Зенона: выявление теоретических противоречий в категориях «пространства», «времени» и «движения»; античные научно-исследовательские программы как попытки справится с этими противоречиями.
Развитие античной математики: Пифагор, Платоновская академия (Евдокс
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.