Рабочая программа по истории философии для филологического факультета

Страницы работы

25 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Основной вопрос философии, его объективная обусловленность. Аспекты основного вопроса философии.  Материалистическая традиция в философии. Идеалистическая традиция. Формы материализма и идеализма.

Рационализм и иррационализм в философии.  Отношение к разуму как философская проблема.  Разум, его мощь и ограниченность. Вера и разум. Многообразие форм рационализма и иррационализма.

Эссенциальное и экзистенциальное философствование. Философия и философствование.  Ориентация на выявление сущности и установка на описание  существования.  Философия  как наука и философия как искусство.

Специфика историко-философского процесса. Проблема истины в философии. Истина как ценность и цель познания. Истина в науке. Проблема субъективной истины.

Специфика философских  проблем.  Принципиальная открытость и незавершенность философских проблем. Опосредованный характер связи философии с реальностью и практикой. Преходящее и непреходящее в философской  проблематике.  Ангажированность   философствующего субъекта.

Истина в философии и истина в науке. Безличный характер научных истин. Личностный характер истин в философии. Принципиальная проверяемость положений науки.  Невозможность прямой проверки философских истин.  Кумулятивный характер развития научного знания. Некумулятивность развития философии

Незавершенность философских  истин.  Философия как обобщение достигнутого уровня практики и познания.  Принципиальная незавершенность исторического процесса.  Историческая и логическая незавершенность философских истин.

Тема 2. Философия Древнего Востока

Запад и Восток как социокультурные категории.

Философия Древней Индии. Веды. Упанишады. Сансара, нирвана, карма и дхарма. Философия джайнизма. Философия Будды Гаутамы.  Материалистическая философия  Древней Индии. Философские системы индуизма: санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта.

Философия Древнего Китая. Классические книги китайской образованности. Конфуцианство. Жизнь и учение Конфуция. Влияние конфуцианства на китайскую цивилизацию. Даосизм. Школа имен. Моизм. Легизм. 

Тема 3. Античная философия

Происхождение и своеобразие античной философии. Предпосылки и особенности самосознания древнегреческой цивилизации. Греческая мифология и античная философия. Космоцентризм древнегреческой философии. Основные категории античной мысли: Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа. Теоретическая форма философии.

Досократическая философия. Первые философы. Понятия «природа» и «архе» в досократической мысли. Проблема первоначала в милетской школе. Пифагор и ранний пифагореизм. Гераклит: учение о противоположностях и становлении.

Элеатская школа. «Путь истины» и «путь мнения» в учении Парменида. Апории Зёнона и их философский смысл.

Атомизм Демокрита. Понятия атома и пустоты. Проблема детерминизма.                           

Век «классической философии». Сократ: его жизнь и характер философствования. «Диалектика», «майевтика», «ирония» — аспекты сократовского метода. Моральная философия Сократа. Добродетель и знание.

Платон. Проблема «эйдосов-идей» в философии Платона. Познание как «припоминание». Платон о душе и ее бессмертии. Учение Платона о государстве.

Аристотель. Аристотель о материи и форме. Учение о возможном и действительном бытии. Аристотель о видах «причин». Учение об Уме-Перводвижителе. Аристотель о первой философии. Социальная философия Аристотеля.

Эллинистическая и римская философия. Общая характеристика эллинистической мысли.

Школы эллинистической философии. Кинизм, этические идеи киников. Эпикуреизм. Принцип удовольствия. Атомизм в эпикурейской физике, логике, этике. Стоицизм. Стоические учения о причинности, необходимости и судьбе. Стоическая этика. Скептицизм.

Неоплатоническая философия. Возникновение неоплатонизма и его главные представители.

Плотин. Понятие «единого» как фундамент философствования Плотина.

Тема 4.Философия европейского средневековья

Своеобразие средневековой философии. Христианская догматика и философская мысль. Теология и философия. Бог, человек и мир в христианской философии. Традиционализм и компилятивный характер средневековой учености.

Апологетика и патристика. Своеобразие восточной и западной патристики. Личность и учение А. Августина. Учение Августина о душе и самопознании. Августин о «двух градах». Трансцендентная философия истории Августина.

Схоластика. Предшественники и начало схоластики на Западе. Споры номиналистов и реалистов об универсалиях. Философский синтез Фомы Аквинского. Философия природы в XIII веке. Роджер Бэкон.

Уильям Оккам. Смысл «правила бритвы». Доказательная наука и опыт.

Тема 5. Философия  эпохи Возрождения

Европейское Возрождение как историческая эпоха. Социальные и культурные процессы в Италии и Северной Европе.

Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. Политические учения Макиавелли, Т. Мора.

Николай Кузанский. Учение о бытии-возможности, о совпадении противоположностей. Кузанский об ученом незнании

Дж. Бруно о бесконечности миров. Ренессанс и становление ново европейской науки и философии.

Реформация и контрреформация. Личность и учение Эразма Роттердамского Ж. Кальвин и учение о предопределении. Протестантская этика.

Тема 6. Философия Нового времени (XVII - XVIII вв.)

Своеобразие и фундаментальные основания классической новоевропейской философии. Процесс секуляризации и автономизации философского знания. Понятие познающего субъекта. Утверждение автономии и суверенности конечного человеческого разума. Фундаментальное значение противоположности «субъект — объект» в философии Нового времени. Основная гносеологическая проблема и способы ее решения.

Истина как достоверность. Критерии необходимости, общезначимости и воспроизводимости истины. Проблема метода в философии Нового времени. Практически-инструментальный характер новоевропейской трактовки знания. Практика как методическое применение знания. Философия и новая наука.

Полемика рационалистической и эмпирической тенденций в философии Нового времени. Дедуктивная и индуктивная методология.

Начало философии Нового времени. Р. Декарт. Принцип философии Декарта. Картезианское сомнение. Критика предрассудков, авторитетов и традиций. Непосредственная данность и преимущественная достоверность сознания. Проблема существования внешнего мира. Доказательство существования бога. Бог как гарант существования мира и истинного знания. Учение о врожденных идеях. Ясность и отчетливость как критерии истины. Свобода воли и проблема источника заблуждений. Проблема и правила метода. Материя и движение в философии Декарта.

Ф. Бэкон. Проект прагматического преобразования науки. Тождество истины и пользы, знания и могущества. Критика предрассудков как идолов в познании. Учение Бэкона о методе. Разработка индуктивной методологии науки.

Рационалистическая метафизика в XVII веке. Б. Спиноза. Пантеизм Спинозы. Бог, природа, субстанция. Метод построения системы. Понятия «природы порождающей» и «природы порожденной». Атрибуты и модусы субстанций. Универсальный детерминизм Спинозы, понятие «свободной необходимости». Свобода как осознанная необходимость.

Г.Ф. Лейбниц. Простая субстанция как монада. Основные характеристики монады. Понятие предустановленной гармонии. Учение о возможных мирах. Метафизические истины и принцип противоречия. Действительность и закон достаточного основания.

Эволюция английского эмпиризма. Дж. Локк. Вопрос об источниках знания. Критика концепции врожденных идей. Сенсуалистическая трактовка опыта и «чистый разум» у Локка. Внутренний и внешний опыт. Простые и сложные идеи. Локковская теория абстракции. Учение о первичных и вторичных качествах. Философское обоснование либерализма Локком: свобода и плюрализм.                       

Субъективный идеализм Дж. Беркли. Критика концепции первичных и вторичных качеств, понятий материи и пространства. Д. Юм. Радикальный гносеологический скептицизм Юма.

Европейское Просвещение. Фундаментальные характеристики просветительской мысли: опора на собственный разум и программа преобразования сознания.

Французское Просвещение — наиболее радикальная и политизированная форма просветительской мысли.

Просвещение и Французская революция. Материалистическая тенденция во французском Просвещении.                   

Философия истории и просветительские версии общественного прогресса. Критика цивилизованного состояния Ж.-Ж. Руссо. Руссо о противоречиях и необратимости исторического процесса. Радикальная демократическая программа политического правового порядка в «Общественном договоре» Руссо.

Тема 7. Классическая немецкая философия

Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской классики. Социально-историческая и философская ситуация. Главные проблемы и задачи немецкой классической философии.

Критическая философия И. Канта. Предмет и задачи критической философии. Критика Кантом догматизма и скептицизма в философии. «Вещь в себе» и явление в философии Канта. Понятие трансцендентального субъекта. Априоризм Канта.

Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Чувственность и рассудок. Система категорий чистого рассудка. Идеи чистого разума. Паралогизмы, антиномии и идеалы чистого разума. Кант о возможностях и границах спекулятивного теоретического разума.

Моральная философия Канта. Категорический императив как закон практического разума, формализм моральной философии Канта. Свобода и долг. Проблема Бога и бессмертия души в моральной философии Канта.

Эстетическая и телеологическая способность суждения в «Критике способности суждения». Понятие эстетического. Моменты суждения вкуса о прекрасном. Каузальное объяснение и телеологическое рассмотрение природы. Кант о культуре как «последней цели» природы. Философия истории Канта.

Философия И.Г. Фихте. Фихте о принципе и системе философии. Тождество субъекта и объекта в философии Фихте. Основоположения «наукоучения» и диалектика Фихте.

Философия Ф.В.Й. Шеллинга. Трансцендентальная философия и натурфилософия, Шеллинг о диалектике природы; учение о полярностях. Понятие «абсолютного тождества». «Позитивная философия» позднего Шеллинга и критика «негативной философии».

Философия Г.В.Ф. Гегеля. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия. Гегель о субстанции-субъекте.

«Энциклопедия философских наук», ее структура. Философия как логика. Учение о бытии. Учение о сущности. Учение о понятии. Категории и принципы диалектического мышления. Учение Гегеля об истине. Философия природы. Философия духа.

Гегель о «разумной действительности». Гражданское общество и государство. Философия истории Гегеля. История как процесс развития самосознания и осуществления понятия свободы. Историческое и логическое в философии Гегеля. Гегель об «абсолютном духе» и его ступенях.

Разложение гегелевской школы. Л.Фейербах. Полемика «старогегельянцев» и «младогегельянцев». Материализм Фейербаха. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.

Тема 8. Постклассическая философия XIX - начала XX вв.

Философия марксизма. Философия и практика. Основные положения материалистического понимания истории. Отношение общественного сознания к общественному бытию.

Исторический процесс воспроизводства общественной жизни. Общественный прогресс и его критерии. Историческое место и роль капитализма в истории. Маркс об основных чертах коммунистической формации.

Основной вопрос философии и философское понятие материи. Проблемы теории познания в философии марксизма.

Позитивизм в XIX веке. Программа «позитивной философии» О. Конта. Философия и наука, предмет философии. Классификация наук. «Закон трех стадий развития человеческого духа» Конта как универсальный закон истории. Социология в системе наук. Эволюционизм Г. Спенсера. Органическая теория общества Спенсера.

Неокантианство. Неокантианство и Кант. Марбургская школа. Критика кантовской «вещи в себе» и логика науки (Г. Коген, П. Наторп). Баденская школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

Иррационализм и философия жизни. Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Мир как воля и как представление. Метафизика морали. Пессимизм.

Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора: учение о «стадиях жизни», «моральная диалектика» как средство самоопределения человека.

Философия Ф. Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки»: «аполлоническое» и «дионисийское» начала. Программа «переоценки всех ценностей». «Имморализм» и критика морали. Ницше и нигилизм. «Воля к власти» и идеал «сверхчеловека». Идея «вечного возвращения». Морфология культуры и основные идеи философии истории О. Шпенглера. Интуитивизм А. Бергсона: понятия инстинкта, интеллекта, интуиции в «Творческой эволюции».

Тема 9. Философия в XX веке

Главные проблемы и тенденции философии XX века. «Школы» и «тематические направления». Сциентизм и антисциентизм. Место и роль философии в культуре XX века.

Американский прагматизм. Прагматизм в контексте американской духовной традиции: Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи.

Психоанализ и философия неофрейдизма. Фрейдизм как философское мировоззрение. З. Фрейд о философии истории и культуры. Аналитическая психология К. Юнга и коллективное бессознательное. Архетип и символ. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.

Феноменология. Э. Гуссерль: программа философии как «строгой науки». Критика психологизма в философии сознания. Понятие интенциональности сознания. Метод феноменологической редукции, ее ступени.

Экзистенциальная философия. Социально-исторические и духовные истоки экзистенциализма. Уникальность человеческого бытия как философская проблема. Понятие экзистенции. Проблема подлинности и неподлинности человеческого существования. Свобода и экзистенция. Светский (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю) и религиозный (К. Ясперс) экзистенциализм. М. Хайдеггер и «преодоление» метафизики. Ж.-П. Сартр о свободе и «проекте».

Философская антропология. Идеи философской антропологии М. Шелера.

Философская герменевтика. М. Хайдеггер: герменевтика как феноменология человеческого бытия. Философская герменевтика Г. Гадамера.

Аналитическая философия. Становление и источники: Дж. Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Основные темы аналитической философии. Философская программа неопозитивизма и ее кризис (Р. Карнап, Г. Рейхенбах).

Религиозная философия. Основные тенденции западной религиозно-философской мысли в XX в.: католическая (неотомизм, неоавгустинианизм) и протестантская («диалектическая теология») философия. «Интеграционный гуманизм» Ж. Маритена. Религиозно-философская система П. Тейяра де Шардена.

Тема 10.История русской философии

Русская философия XI - XVII веков. Зарождение философии на Руси. Учение о благодати и осмысление идеи богочеловечества.

Русская философия XVIII века. Ломоносов: философия и естествознание, механицизм и атомизм. Своеобразие просвещения в России.

А.Н. Радищев как критик российской политической системы. Трактовка естественного права и общественного договора, общественно-политические идеалы. Учение о человеке.

Русская философия XIX века. П.Я. Чаадаев. Оценка исторического прошлого России и ее современного состояния. Религиозная историософия.

А.И. Герцен. Разработка диалектического метода. Преодоление объективного идеализма на почве реализма. Критика идеи разумности истории. «Русский социализм».

Западничество и славянофильство 30 - 50-х годов. Разработка славянофильской идеологии. А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков. Критика рационалистической культуры Запада и западной философии, рационализма и материализма. Философия истории: своеобразие исторических судеб России.

Философия русской радикальной демократии 50 - 60-х годов. Н. Г. Чернышевский. Материалистическая трактовка антропологического принципа в философии. Социалистическая теория и пути развития России. Эстетика Н.Г.  Чернышевского. Д.И. Писарев: материализм и наука. Труд как основа исторического прогресса и проблема освобождения труда.

Философская мысль народников Народничество в России:

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
169 Kb
Скачали:
0