Эллинистическая и римская философия. Общая характеристика эллинистической и римской философии

Страницы работы

Содержание работы

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ И РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1.Общая характеристика эллинистической и римской философии

2.Кинизм

3.Эпикуреизм

4.Стоицизм

5.Скептицизм

6.Неоплатонизм

Хронологические рамки эллинистического периода - от начала походов  Александра

Македонского  до овладения римлянами Египтом.  Правление Македонского - 314 - 323 гг. до н. э. 146 г. - Карфаген разрушен римлянам и превращен в римскую провинцию.

Походы Македонского  ознаменовались  упадком полиса и вместе с ним гражданских добродетелей.  На место граждан приходят подданные. Но эти подданные уже не замкнуты в узком круге полиса. Космополитизм решительно вытесняет патриотизм.

В эллинистических монархиях связь между  человеком  и  государством  ослабевает. Потерпел  крушение  миф о превосходстве эллинов перед варварами.  Эллинская культура, ассимилировав культуру других народов, превратилась в эллинистическую, потеряв в глубине и чистоте.

Каждый человек оказывается перед необходимостью создания  своего  собственного мира.  Поэтому в философии наблюдается дрейф в сторону индивидуализма,  скептицизма, этизирования, морализирования. Затем приходит время мистики, религиозно-философского синкретизма, христианской философии.

Школы: кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

Кинизм.

Основатель -  Антисфен (444 - 368 до н.э.).  Отказ от потребностей,  возврат к естественной простоте,  воспитатель сильного характера. Мудрец - это не гражданин определенного государства, а гражданин всего мира.

Символ школы - Диоген Синопский (412 - 323  до  н.  э.).  Радикализировал  кинизм. Анекдоты о нем:  жил в бочке.  Попросил Александра Македонского не заслонять Солнца в ответ на выраженную готовность со стороны завоевателя выполнить любую просьбу  философа. С фонарем среди бела дня искал человека. Свободен тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей.  Презрение к наслаждениям.  Тренировка тела,  чтобы противостоять невзгодам стихии и витальным влечениям.  «Автаркия» (самодостаточность), апатия и безразличие ко всему. Диоген называл себя собакой, это имя обозначало для него того, кто «торжественно приветствует дающего,  лает на тех, кто не дает, и кусает тех, кто отбирает».

Ученик Диогена - Кратет.  Все свое имущество продал, деньги раздал согражданам. Последний грош бросил в море.  Абсолютный космополитизм.  «Любая точка  универсума  - мой дом,  мой город». Женился на Гиппархии и вместе с ней апробировал кинический образ жизни.

В последние  два  века  перед  началом  христианства  кинизм  теряет свои позиции. Практичным римлянам все эти экстравагантности претили.

Значение кинизма  состоит в отвержении всяких иллюзий:  погони за удовольствиями, очарованности богатством, страстного желания власти, жажды славы, блеска и успеха.

Причина его  заката  -  в анархизме,  экстремизме и,  как следствии,  духовном убожестве. Человек сводится к животному началу, никакой позитивной программы не предлагалось.

Эпикуреизм

Первая из эллинистических школ. Возникла в конце 4 века до нашей эры.

Эпикур (341/342  - 271/270).  Предложил для своих лишенных укорененности современников новый идеал, противоположный классическому.  Не общественная,  гражданская жизнь,  а частная, исполненная тихих и простых радостей. Основал Сад (Kepos) на окраине Афин, а впоследствии практиковал Колофоне, Митилене, Лампсаке, что само по себе было вызовом традиции. Жутко плодовит. Автор более 300 произведений, известных нам только по отрывкам.

Основные положения философии Эпикура:

1.Реальность познаваема.

2.В мире есть место для счастья.

3.Счастье есть вытеснение страдания и беспокойства.

4.Для достижения счастья человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя.

5.Для этого излишни государство,  социальные  институты,  знатность,  богатство  и даже боги.

Три раздела философии:  физика, логика и этика. (Деление идет от Ксенократа, самого талантливого, не считая Аристотеля, ученика Платона).

Физика. Мир бесконечен и вечен.  Он состоит из атомов и пустоты.  Ничто не рождается из ничего.  Атомы движутся,  в процессе их движения возникает отклонение  (clinamen)  от прямой.  Благодаря этому атомы образуют реальные тела.  Вещь - комплекс атомов.  Распадение комплекса - прекращение существования вещи.  Душа -  тоже  комплекс атомов.  Смерть - распадение атомов души.  Боги существуют в междумириях и не оказывают никакого влияния на земные дела.

Логика. Сенсуализм. Чувства сообщают нам истину. Надо доверять ощущениям, онидоставляют непосредственные и достоверные знания.  Истинны те  мнения,  которые  подтверждаются опытом и не опровергаются им.

Этика. Никакой бессмертной души нет, следовательно надо стремиться к наслаждению,  но не к грубому чувственному удовольствию,  а к утонченным духовным переживаниям. Истинное удовольствие заключается в отсутствии телесного страдания (aponia) и невозмутимости души (ataraxia).  Следует различать три вида удовольствия:  1)естественные и необходимые,  2)естественные,  не необходимые, 3)неестественные и ненеобходимые. Желания  первой  группы  имеют естественный предел,  второй группы не имеют такого предела. Желания третьей группы подвергают душу опасным волнениям.  Политическая жизнь принципиально  неестественна,  государство - не венец всего,  а договорный институт,  имеющий целью охрану витальных влечений людей.  Справедливость  подчинена  полезности.  Высшая ценность - дружба.  Не следует бояться богов, ибо им нет дела до людей. Не надо бояться смерти,  так как со смертью прекращаются страдания. Не надо бояться зла, ибо оно кратковременно и легко переносимо.

Судьба эпикуреизма.  В начале 1 века до нашей эры Филодем организовал  в  Италии близ  Геркуланума  кружок  эпикурейского типа.  Самым крупным приверженцем эпикуреизма был Тит Лукреций Кар (96 до н. э. - 55 г. до н. э.). Покончил с собой.

Похожие материалы

Информация о работе