ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ И РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1.Общая характеристика эллинистической и римской философии
2.Кинизм
3.Эпикуреизм
4.Стоицизм
5.Скептицизм
6.Неоплатонизм
Хронологические рамки эллинистического периода - от начала походов Александра
Македонского до овладения римлянами Египтом. Правление Македонского - 314 - 323 гг. до н. э. 146 г. - Карфаген разрушен римлянам и превращен в римскую провинцию.
Походы Македонского ознаменовались упадком полиса и вместе с ним гражданских добродетелей. На место граждан приходят подданные. Но эти подданные уже не замкнуты в узком круге полиса. Космополитизм решительно вытесняет патриотизм.
В эллинистических монархиях связь между человеком и государством ослабевает. Потерпел крушение миф о превосходстве эллинов перед варварами. Эллинская культура, ассимилировав культуру других народов, превратилась в эллинистическую, потеряв в глубине и чистоте.
Каждый человек оказывается перед необходимостью создания своего собственного мира. Поэтому в философии наблюдается дрейф в сторону индивидуализма, скептицизма, этизирования, морализирования. Затем приходит время мистики, религиозно-философского синкретизма, христианской философии.
Школы: кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.
Кинизм.
Основатель - Антисфен (444 - 368 до н.э.). Отказ от потребностей, возврат к естественной простоте, воспитатель сильного характера. Мудрец - это не гражданин определенного государства, а гражданин всего мира.
Символ школы - Диоген Синопский (412 - 323 до н. э.). Радикализировал кинизм. Анекдоты о нем: жил в бочке. Попросил Александра Македонского не заслонять Солнца в ответ на выраженную готовность со стороны завоевателя выполнить любую просьбу философа. С фонарем среди бела дня искал человека. Свободен тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей. Презрение к наслаждениям. Тренировка тела, чтобы противостоять невзгодам стихии и витальным влечениям. «Автаркия» (самодостаточность), апатия и безразличие ко всему. Диоген называл себя собакой, это имя обозначало для него того, кто «торжественно приветствует дающего, лает на тех, кто не дает, и кусает тех, кто отбирает».
Ученик Диогена - Кратет. Все свое имущество продал, деньги раздал согражданам. Последний грош бросил в море. Абсолютный космополитизм. «Любая точка универсума - мой дом, мой город». Женился на Гиппархии и вместе с ней апробировал кинический образ жизни.
В последние два века перед началом христианства кинизм теряет свои позиции. Практичным римлянам все эти экстравагантности претили.
Значение кинизма состоит в отвержении всяких иллюзий: погони за удовольствиями, очарованности богатством, страстного желания власти, жажды славы, блеска и успеха.
Причина его заката - в анархизме, экстремизме и, как следствии, духовном убожестве. Человек сводится к животному началу, никакой позитивной программы не предлагалось.
Эпикуреизм
Первая из эллинистических школ. Возникла в конце 4 века до нашей эры.
Эпикур (341/342 - 271/270). Предложил для своих лишенных укорененности современников новый идеал, противоположный классическому. Не общественная, гражданская жизнь, а частная, исполненная тихих и простых радостей. Основал Сад (Kepos) на окраине Афин, а впоследствии практиковал Колофоне, Митилене, Лампсаке, что само по себе было вызовом традиции. Жутко плодовит. Автор более 300 произведений, известных нам только по отрывкам.
Основные положения философии Эпикура:
1.Реальность познаваема.
2.В мире есть место для счастья.
3.Счастье есть вытеснение страдания и беспокойства.
4.Для достижения счастья человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя.
5.Для этого излишни государство, социальные институты, знатность, богатство и даже боги.
Три раздела философии: физика, логика и этика. (Деление идет от Ксенократа, самого талантливого, не считая Аристотеля, ученика Платона).
Физика. Мир бесконечен и вечен. Он состоит из атомов и пустоты. Ничто не рождается из ничего. Атомы движутся, в процессе их движения возникает отклонение (clinamen) от прямой. Благодаря этому атомы образуют реальные тела. Вещь - комплекс атомов. Распадение комплекса - прекращение существования вещи. Душа - тоже комплекс атомов. Смерть - распадение атомов души. Боги существуют в междумириях и не оказывают никакого влияния на земные дела.
Логика. Сенсуализм. Чувства сообщают нам истину. Надо доверять ощущениям, онидоставляют непосредственные и достоверные знания. Истинны те мнения, которые подтверждаются опытом и не опровергаются им.
Этика. Никакой бессмертной души нет, следовательно надо стремиться к наслаждению, но не к грубому чувственному удовольствию, а к утонченным духовным переживаниям. Истинное удовольствие заключается в отсутствии телесного страдания (aponia) и невозмутимости души (ataraxia). Следует различать три вида удовольствия: 1)естественные и необходимые, 2)естественные, не необходимые, 3)неестественные и ненеобходимые. Желания первой группы имеют естественный предел, второй группы не имеют такого предела. Желания третьей группы подвергают душу опасным волнениям. Политическая жизнь принципиально неестественна, государство - не венец всего, а договорный институт, имеющий целью охрану витальных влечений людей. Справедливость подчинена полезности. Высшая ценность - дружба. Не следует бояться богов, ибо им нет дела до людей. Не надо бояться смерти, так как со смертью прекращаются страдания. Не надо бояться зла, ибо оно кратковременно и легко переносимо.
Судьба эпикуреизма. В начале 1 века до нашей эры Филодем организовал в Италии близ Геркуланума кружок эпикурейского типа. Самым крупным приверженцем эпикуреизма был Тит Лукреций Кар (96 до н. э. - 55 г. до н. э.). Покончил с собой.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.