Эллинистическая и римская философия. Общая характеристика эллинистической и римской философии, страница 2

Стоицизм.

Основатель - Зенон (ок.336 - 264 до н. э.). Уроженец Крита. Поселился в Афинах в 311 г.  Основал школу.  Не будучи гражданином Афин, не имел права аренды целого помещения. Поэтому снял портик (по гречески - стоя).

3 периода в развитии Стои.

1.Античная  Стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп). 4-3 вв. до н.э.

2.Средняя  Стоя (2-1 в. до н. э.).

3.Римская  Стоя.

Зенон принимает деление на физику, логику и этику.

Физика -  пантеистический  материализм.  2  принципа бытия:  пассивный и активный. Пассивный - субстанция,  активный - формообразующий  принцип.  В  качестве  последнего выступает Логос, понимаемый как творящий огонь, огненное дыхание. Концепция «разумных семян». Логос - семя всех вещей. Все вещи суть продукты божественного начала, поэтому все необходимо и совершенно. Случайности нет. Мир конечен. В конце времен – всеобщее уничтожение в огне. Затем - новое возрождение и повторение сначала.

В логике - размежевание с Эпикуром. Истинность ощущения зависит от нашего отношения к нему. Истинно то ощущение, которое мы согласны принять в качестве такового. (Каталепсия).

Этика. Цель жизни - достижение счастья.  Но счастье не в апонии а атараксии,  а  в том,  чтобы следовать природе.  Природе и как телесному началу в человеке и как человеческой социальности.

Вне человека  нет  добра или зла.  Вещи в моральном плане индифферентны.  Добро или зло - результат нашего отношения к вещам.

Смысл жизни состоит в следовании долгу. (Катекон).

Природа повелевает человеку сохранять и любить себя. Но это повеление относится не только к индивиду, но и к его детям. Человек - «общительное животное». Страсти - результат неспособности разума принять вещи такими,  каковы они есть. Нужно стремиться к апатии - бесстрастию. Мудрец никому не сочувствует и никого не осуждает.

«Медиостоицизм» Панэций  (185  -  129  до  н.э.).  Посидоний (140/130 - 51 г.  до н. э.).

Римский стоицизм - Сенека (ок.4 г.до н.э.,  - 65 н.э.).,  Эпиктет, (ок.50 н.э. - 138). Марк Аврелий Антонин (121 - 180).

Скептицизм.

Основатель - Пиррон (ок.  360 - 275/270 до н.э.). Не написал ни слова. Его учение записал ученик Тимон.  Новизна его учения заключается в убеждении, что можно жить в отсутствие истины и ценностей, по крайней мере, таких, как прежде.

3 истины:

1.Все вещи одинаковы, неразличимы и непостоянны.

2.К ним нельзя питать ни малейшего доверия, но нужно жить без сомнений, ни к чему не склоняясь и ни от чего не отвращаясь.

3.Человек должен пребывать в состоянии непоколебимости и апатии.

Аркесилай (315 - 240 г.  до н.э.). Использовал иронический метод Сократа для критики стоиков. Пункт атаки - представление об истине. Если истина зависит от отношения к вещам,  значит,  она результат согласия,  а это значит,  что философ не знает истины, ему ведомы лишь мнения. Истинный мудрец воздерживается от суждения (эпохэ).

Карнеад (214 - 129 до н.э.). Тоже ничего не писал. Основная идея: никакого критерия истины не существует. Поэтому приходится довольствоваться лишь «похожим на истину» (пифанон) знанием. Степень его вероятности тем выше, чем больше связаны между собой его фрагменты.

Неоплатоническая философия.

Основатель Аммоний (175 - 242).  Ничего не написал.  Его идеи воспринял и  развил Плотин  (205 - 270 гг.).  Основное сочинение - Эннеады.  Шедевр античной философии.  9 книг по 6 частей в каждой.

Основное понятие - Единое.  Определения апофатические. Единое - Абсолют. Оно - большее благо,  причина всего, самопорождающая активность. Из Единого иррадиирующими кругами изливается свет. Единое имеет три ипостаси: Единое, Нус и Душу. Нус (Дух) рождается так:  активность,  исходящая из Единого - сила неоформленная. Чтобы оформиться, она  должна обернуться для «созерцания» своего первоначала,  напитаться и наполниться им и затем вернуться к самой себе и наполниться собой.  Если Единое - потенция всех вещей, то Нус становится всем,  обнимая все идеальным образом.  Душа проистекает их Нуса таким же образом,  как он из Единого.  (Дух как потенциальная активность разворачивается к созерцанию  самого себя).  Душа - последняя умопостигаемая реальность.  Она граничит с чувственным. Душа иерархична.

Чувственная материя  проистекает  из своего источника как последняя возможность. Она есть конечный этап процесса,  где продуцирующая сила истощается до  изнеможения. Поэтому материя есть зло,  есть небытие.  Материя произведена активность созерцающей силы, ослабевающей настолько, что уже не может обратиться к источнику, ее породившему,  чтобы  его созерцать.  Поэтому материя нуждается в Душе,  которая ее формирует и связывает с бытием.

Человек рождается  не  тогда,  когда он появляется в физическом мире,  но предсуществует в состоянии чистой души.  На вопрос о причинах вселения  души  в  тело  дается два ответа.  Первый:  такова онтологическая необходимость. Второй это результат «вины» души.  Вина заключается в исключительной заботе души о своем теле. Чувствования низшей души схватывает чувственные формы как иррадиирующие,  отраженным светом, исходящим от первоисточника - Идеи высшей души. Память, чувства, страсти, волнения - все это проявления активности души.

Судьба души состоит в то том,  чтобы достичь божественного.  Путей к возврату  к Абсолюту несколько: а)добродетель, платоновская эротика, диалектика. Плотин добавляет еще один путь:  опрощение,  воссоединение с Единым, мистический экстаз. «Сбрось с себя все».  Отрицание всего земного.  Жизнь человека - «бег одинокого к одному». (В заключении Эннеад).

Последователи Плотина - Амелий и Порфирий (233 - 305).