Социальная философия
Лекция 3.
Социальная философия от стоиков до Макиавелли
1.Социальная философия в античных и средневековых концепциях естественного права.
2.Европейский утопизм 16-17 вв.
3.Социальная философия Н.Макиавелли.
1.Социальная философия от Цицерона до Макиавелли.
Цицерон (наряду с Сенекой и Марком Аврелием - видный представитель стоицизма. Философия Стои начинается с Зенона из Китиона, который в 300 г. до н.э. снял портик (по гречески Стоя) в Афинах и стал излагать новое учение. Заканчивается история стоицизма смертью Марка Аврелия в 180 г. н.э. Основная идея стоиков - следование природе. Природа мыслится как абсолютное совершенство.
Три основных социально-философские идеи стоиков: идея естественного права, идея универсальной солидарности, идея порядка.
1.Ключевое понятие - естественное право. Естественное право - неписаный закон, непосредственно воспринимаемый людьми. Охватывает не только общество, но и всю природу.
Человек - не только гражданин полиса, но и элемент мира. Мир мыслится по образу империи. Мир - огромный дом и общее всем богам и людям отечество. Очевидный космополитизм.
2.Идея универсальной солидарности.
Члены одного тела не могут быть в распре между собой, они не должны вредить друг другу. В мире существует универсальный этически-правовой закон. Общество - часть мирового целого. Только позитивное взаимодействие людей может обеспечить индивидуальное существование.
“Все, что ты видишь, в чем заключено и божественное, и человеческое, - едино: мы только члены огромного тела. Природа, из одного и того же нас сотворившая и к одному предназначившая, родила нас братьями. Она вложила в нас взаимную любовь, сделала нас общительными, установила, что правильно и справедливо жить вместе”.
3.Идея порядка. Порядок есть расположение вещей пригодных на подобающих местах. (Цицерон). Порядок - не только юридическая или нравственная, но и онтологическая категория.
“Истинный закон - это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывает, запрещает, от преступления отпугивает” (Цицерон).
Вопросы, на которые нет ответа: каков критерий разумности? Как быть, если представления о разумном расходятся у разных народов и разных общественных групп?
Августин Блаженный - 354 - 430 гг. Епископ Гиппона в течение последних 32 лет своей жизни.
В некотором смысле продолжение античной традиции, ибо ключевое понятие - порядок. Но эта идея включена в общий христианский контекст и потому имеет иное звучание. Мышление Августина отмечено печатью глубокой религиозности. Высшая цель - “общение в наслаждении Богом и взаимно в Боге”.
С религиозностью связана и другая особенность миросозерцания Августина - напряженное внимание к проблеме времени, противопоставление вечного, вневременного, земному, сиюминутному. В мире существует два плана: земной и небесный. Каждому плану соответствует свой закон. Земной закон изменчив, небесный закон является неизменным. Как совестить одно с другим? Ответ прост: судьба народов и государство направляется провидением. Государства по воле бога возникают и по воле бога приходят к гибели.
Августин размыкает цикл истории. Время приобретает вид стрелы. В начале - сотворение мира и грехопадение. В конце - Страшный суд и окончательное торжество “града небесного” над “градом земным”.
Фома из Аквино (1225-1274). Как и для Августина, главное понятие - порядок. Соединение вещей в универсуме - порядок. Соединение людей в общество - закон. Закон есть норма поведения, диктуемая разумом. Виды законов: вечный закон, естественный закон, закон человеческий, закон божественный и “закон греховного побуждения”. Вечный закон - высший план, согласно которому бог творит мир. Естественный закон - то, к чему естественным образом склоняется человек. (Соединение мужчины и женщины, воспитание детей и т.п.). Человеческий закон - закон в смысле юридического установления. Закон божественный - закон, даруемый людям богом. Закон греховного побуждения - низменные влечения, имеющие своим истоком влияние дьявола. (Так, по крайней мере можно понять из изложения Сапова).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.