Социальная философия от стоиков до Макиавелли. Социальная философия в античных и средневековых концепциях естественного права

Страницы работы

Содержание работы

Социальная философия

Лекция 3.

Социальная философия от стоиков до Макиавелли

1.Социальная философия в античных  и средневековых концепциях естественного права.

2.Европейский утопизм 16-17 вв.

3.Социальная философия Н.Макиавелли.

1.Социальная философия от Цицерона до Макиавелли.

Цицерон (наряду с Сенекой и Марком Аврелием -  видный представитель стоицизма. Философия Стои начинается с Зенона из Китиона, который в 300 г. до н.э. снял портик (по гречески Стоя)   в Афинах и стал излагать новое учение.  Заканчивается история стоицизма смертью Марка Аврелия в 180 г. н.э.  Основная идея стоиков - следование природе. Природа мыслится как  абсолютное совершенство.

Три основных социально-философские идеи стоиков: идея естественного права, идея универсальной солидарности, идея порядка.

1.Ключевое понятие - естественное право. Естественное право - неписаный закон, непосредственно воспринимаемый людьми. Охватывает не только общество, но и  всю природу.

Человек - не только гражданин полиса, но и элемент мира. Мир  мыслится по образу империи. Мир - огромный дом и общее всем богам и людям отечество. Очевидный космополитизм.

2.Идея универсальной солидарности.

Члены одного тела не могут быть в распре между собой, они не должны вредить друг другу. В мире существует универсальный этически-правовой закон. Общество - часть мирового целого. Только позитивное взаимодействие людей может обеспечить индивидуальное существование.

“Все, что ты видишь, в чем заключено и божественное, и человеческое, - едино: мы только члены огромного тела. Природа, из одного и того же нас сотворившая и к одному предназначившая, родила нас братьями. Она вложила в нас взаимную любовь, сделала нас  общительными, установила, что правильно  и справедливо жить вместе”.

3.Идея порядка. Порядок есть расположение вещей пригодных на подобающих местах. (Цицерон). Порядок - не только юридическая или нравственная, но и онтологическая категория.

“Истинный закон - это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывает, запрещает, от преступления отпугивает” (Цицерон).

Вопросы, на которые нет ответа: каков критерий разумности?  Как быть, если  представления о разумном расходятся у разных народов и разных общественных групп?

Августин Блаженный - 354 - 430 гг. Епископ  Гиппона в течение последних 32 лет своей жизни.

В некотором смысле продолжение античной традиции, ибо ключевое понятие - порядок. Но эта идея включена в  общий христианский контекст и потому имеет иное звучание. Мышление Августина отмечено печатью  глубокой религиозности.  Высшая цель - “общение в наслаждении Богом и взаимно в Боге”.

С религиозностью связана и другая особенность миросозерцания Августина - напряженное внимание к проблеме времени, противопоставление вечного, вневременного,  земному, сиюминутному.  В мире существует два плана: земной и небесный. Каждому плану соответствует свой закон. Земной закон изменчив, небесный закон  является неизменным. Как совестить одно с другим? Ответ прост:   судьба народов и государство направляется провидением. Государства по воле бога возникают и по воле бога приходят к гибели.

Августин размыкает цикл истории. Время приобретает вид стрелы. В начале - сотворение мира и грехопадение. В конце - Страшный суд и окончательное торжество “града небесного”  над “градом земным”.

Фома из Аквино (1225-1274).  Как и для  Августина, главное понятие - порядок. Соединение вещей в универсуме - порядок. Соединение людей в общество - закон. Закон есть норма поведения, диктуемая разумом.  Виды законов: вечный закон, естественный закон,  закон человеческий, закон божественный и “закон греховного  побуждения”. Вечный закон - высший план, согласно которому бог творит мир. Естественный закон - то, к чему естественным образом склоняется человек. (Соединение мужчины и женщины, воспитание детей и т.п.). Человеческий закон - закон в смысле юридического установления. Закон божественный -  закон, даруемый людям богом. Закон греховного побуждения - низменные влечения,  имеющие своим истоком влияние дьявола. (Так, по крайней мере можно понять из изложения Сапова).

Похожие материалы

Информация о работе