Социальная философия от стоиков до Макиавелли. Социальная философия в античных и средневековых концепциях естественного права, страница 2

2.Европейский утопизм 16-17 вв.

Томас Мор (1478-1535).  Идея отказа от частной собственности и  полного равенства. Все занимаются сельским хозяйством.  Правда, отказаться от равенства  не удается, ибо в утопийском обществе есть ремесленники и разряд ученых людей. Имеются и “симфогранты”, т.е. люди, следящие за тем, чтобы  все работали положенные 6 часов, но никто не перерабатывал сверх меры.

Полупатриархальный быт. Республика с пожизненно избираемым правителем.

Бытовых деталей, в отличие от Платона, немного. Вопрос об осуществимости утопийского идеала не обсуждается.

Ф.Бэкон.  “Новая Атлантида  - технократическая утопия.” (Написана в 1623-1624 гг.). Жители Бенсалема живут в патриархальной простоте. Все чрезвычайно целомудренны. 1900 лет тому назад мудрый король Соломон издал закон, запрещающий посещать другие страны и закон, наложивший запрет на посещение острова иностранцами. Соломонов дом - 36 человек. Занимаются  лабораторными исследованиями. Интеллектуальная элита не является элитой властвующей. Главная идея - идея гармонизации взаимоотношений науки общества, что позволяет процветать и той, и другой.

3.Социальная философия Н.Макиавелли.

Н.Макиавелли (1469-1527). Закончился период поступательного развития Италии, продолжавшийся 400 лет. Мануфактурный капитал уступил место ростовщическому. Старые институты демократии находились в состоянии кризиса. Основные произведения: “Государь”, “Рассуждения на 1 декаду Тита Ливия”, “Искусство войны”, “История Флоренции”. В центре размышлений - правитель и его взаимоотношения с подданными. Чтобы добиться успеха, правитель должен понимать чувства масс и уметь на них воздействовать. Движущим мотивом поведения людей является честолюбие.  Надо выяснить, кто честолюбивей и именно на борьбу с ним направить основные усилия.

Все желают власти, но властитель может быть только один. Воля к власти - сила, не зависящая от индивидуальных устремлений людей. Другой императивный мотив деятельности - свобода. Власть стремятся захватить, а свободу - не потерять.

Умный правитель должен уметь пользоваться страстями, играя на них, как музыкант. Чтобы не ошибиться, ему не надо питать иллюзий и предполагать всех людей злыми. Честный правитель считает людей лучше, чем они есть. Умный правитель  не питает иллюзий и принимает людей с их пороками и недостатками. Людьми движет любовь и страх. Страх - вещь более надежная.

Когда на чашу весов положено высшее благо - целостность государства,  - правитель не должен бояться проявить жесткость. Иначе будут беспорядки. Лучше казнить нескольких, чем дожидаться беспорядков.

Лучше держать подчиненных в страхе, но так, чтобы страх не перерос в ненависть.

Предусмотрительный правитель не должен выполнять все свои обещания.  Слишком добрый правитель зависим от своего окружения, в народе же вызывает ненависть. Чтобы удержать власть, надо быть порочным. Угнетение должно быть сильным, иначе люди будут мстить. Только  добрые дела надо расточать по капле, чтобы подчиненные имели достаточно времени для благодарной оценки.

Мудрый руководитель сочетает в себе качества льва и лисицы. Важно не то, каким он является, а то, каким кажется.

Принцип относительности управления:   средства и методы диктуются конкретной ситуацией. 

Принцип разграничения политики морали:  политик не может руководствоваться нравственными критериями.

Принцип разграничения политики религии.

Идея круговорота политических форм.

Три хороших формы: монархия, аристократия, народное правление.

Три плохих формы: тирания, олиграхия, анархия.

Каковы основные социально-философские идеи стоиков?

Каковы  главные черты социально-философской концепции Августина  Блаженного?

Охарактеризуйет главную  социально-философскую идею Фомы Аквинского.

Что общего в утопиях Т.Мора и  Ф.Бэкона? Чем эти утопии друг от  друга отличаются?

Какими  качествами должюен быть наделен мудрый правитель с точки зрения  Н.Макиавелли?