Русская (несоветская) философия. Историческая справка. От славянофильства к религиозно-этическому искательству

Страницы работы

Фрагмент текста работы

официально-государственная философия вступила в сталинский этап. Вождь, однако, не поддерживал предложение по обнародованию этого факта. Он придумал зловещую игру. Сам Сталин вовсю расхваливал Ленина, остальным же предлагалось догадаться превозносить Сталина. Философы, не участвовавшие в этой игре, подвергались репрессиям, и так вплоть до смерти вождя.

В 1938 г. в "Краткий курс истории ВКП (б)" включается раздел "О диалектическом и историческом материализме", написанный Сталиным. Этот очерк начинают превозносить как вершину марксистско-ленинской философии. Вся страна заучивает его наизусть. Под прессом сталинизма изнемогали как философы, так и ученые. Идеализм и метафизику искали и находили везде: в философских работах, математических теориях, специальной и общей теориях относительности, квантовой механике, генетике, теории химического резонанса.

Сталинизм имел в истории развития отечественной философии исключительно негативное значение. К середине 50-х годов советская философия оказалась заключенной в полутюремные стены канонических положений сталинской философии (так называемых четырех основных черт диалектического метода и трех основных черт марксистского философского материализма). Талантливые философы либо писали "в стол", либо вообще замолкали, либо стремились творить в пределах тех скудных возможностей, которые допускались сталинской цензурой. Политиканство и философское творчество несовместимы друг с другом.

Опровергнем достаточно широко распространенное, причем, к сожалению, даже среди ученых, мнение относительно роли советских философов в развитии науки. Утверждается порой, что именно философы олицетворяли собой сталинизм в науке. В качестве доказательства этого тезиса указывают на критику генетики от имени диалектического материализма (сессия ВАСХНИЛ 1948 г.) и характеристику кибернетики в одном из философских словарей как "лженауки". Авторы этих "доказательств" плохо владеют историческим материалом. Врагами генетиков были не философы, а выходцы из биологических наук Т Д. Лысенко и И.И. Презент. По числу репрессированных в сталинские годы ученых философы уступали лишь генетикам. Среди философов было много в высшей степени мужественных людей, кстати, поддерживавших и генетиков, и кибернетиков. Бациллы сталинизма проникли во все науки. Нет абсолютно никаких оснований противопоставлять философов другим ученым.

Расцвет марксистско-ленинской философии (1957-1975)

После XX съезда КПСС (1956), осудившего культ личности Сталина, ситуация вокруг философии стала существенно меняться к лучшему. В условиях изоляции от западной философии для наметившихся прогрессивных тенденций оставалась, по сути, одна дорога: назад от сталинизма к Ленину и Марксу (Энгельс всегда пребывал в тени Маркса). Партийные функционеры, как правило, выступали от имени ортодоксального ленинизма, но вопреки ему появлялось все больше таких философов, которые обращались непосредственно к "Капиталу" К. Маркса. Философское шестидесятничество начиналось как возрождение марксизма. Обструкциям со стороны ортодоксов подвергались А.А. Зиновьев, Э.В. Ильенков, Г.П. Щедровицкий, М.К. Мамардашвили, знаковые фигуры нарождавшейся новой философии.  

Зиновьев по мере углубления в Марксов метод восхождения от абстрактного к конкретному придавал ему все более формальнологический характер. В итоге он стал выдающимся формальным логиком. Диалектика ему была не нужна. Именно формальные логики были теми людьми, которые первыми поставили под огонь критики диалектическую логику с ее учением о противоречии.

Ильенков в отличие от Зиновьева увлечен именно диалектикой

Похожие материалы

Информация о работе