Основные вехи развития социальной философии. Социальная философия Древней Греции

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Социальная философия

Тема 2.  Основные вехи  развития социальной философии

Лекция 1. Социальная философия Древней Греции.

1.Социальная философия Платона. (427-347 до н.э.)

2.Социальная философия Аристотеля. (384-322 до н.э.)

1.Социальная философия Платона.   Человек - общественное   животное.  Социальный зооморфизм как существенная черта  концепции Платона.  Категории Платона:

1.Единое-многое.

2.Идея-иерархия идей (учение об идеях, т.е. идеология)

3.Бытие-Материя-Небытие. (космология)

4.Душа - три ее начала  (разумное, аффективное, вожделеющее)

5.Знание-Мнение-Незнание.

Государство является

-  единым, т.е. в нем соблюдается принцип морально-политического единства всех граждан;

- трехсословным, причем каждое сословие воплощает в себе одно из трех душевных качеств.;

- иерархическим;

- управляемым на  основании знания, а не мнения;

- наиболее адекватно воплощающим на земле мир идей.

Идеальное государство не должно развиваться, лишь функционировать. Но 4 фактора способствуют развитию государства: 1)рост численности  населения, 2)расширенное воспроизводство, 3)новаторство в искусстве и 4)новшества в системе воспитания.  Противоядие: строгий контроль над рождаемостью и  строжайшая цензура.

Каждое сословие занимается своим делом. Каждый свободен, ибо вполне сознал необходимость своего положения. Все равны в том смысле, что каждый занимает то место в обществе, для которого рожден.

Они также и счастливы, ибо ощущают себя под защитой государства. Отношения между сословиями гармоничны и справедливы.

Как к такому идеальному состоянию перейти?

Разные идеи:

1)приход к власти правителя-философа;                                        

2)набор соответствующих стражей;                             

3)формирование в условиях демократического  государства.                  

Идеальное государство уже было в прошлом. Оно пережило упадок и регресс, чтобы вновь возникнуть. Круговорот: совершенное государство, 2 - тимократия,  3 - олигархия, 4 - демократия, 5 - тирания. Затем следуют еще две промежуточных стадии при переходе от демократии и тирании к совершенному государству.

Тимократия - честолюбивое правление.

Олигархия - правление “любостяжателей и любителей денег”.

Демократия - “правление, как видно, приятное, бесправительственное и пестрое”.

Тирания - власть тирана.

В тираническом государстве воцаряется всеобщий страх.

2.Социальная философия Аристотеля.   В “Этике” анализируется дружба как форма социального общения. В “Политике”  - койнония  - т.е. общение политическое (общеполисное). Дружба - отношение межындивидуальное. Она возможна только в общении свободных и равных. Сократ был осужден именно за то, что культивировал связи, уводящие человека в сторону от дел и забот государства. Дружба возможна только в государстве. Дружба - высшая и поэтому элементарно-всеобщая форма  общения. У Платона в его идеальном государстве для дружбы  не осталось места. Аристотель относится к взглядам Платона весьма критически.  Для него полис - пространство социального общения. Исходными элементарными формами общения  являются  отношения пар “мужчина - женщина”, “господин - раб”. Эти отношения являются естественными  и объективно необходимыми. (Интеллект господина  и физическая сила раба).  Из этих форм общения получается семья. Семья перерастает в селение (село), Оно же перерастает в государство. Государство есть завершающая форма общежития., вбирающей в себя все предшествующие. Наивысшее состояние понимается Аристотелем как цель. Поэтому и человек у него оказывается   существом политическим.  Человек радикально отличается от всех животных именно потому, что он есть существо политическое (общеполисное).

Платон был романтиком и утопистом. Он хотел осуществить идеал, Аристотель был реалистом. Его задача - добиться максимума возможного путем комбинации наличных элементов. Таких элементов было в реальных  двухстах полисах три: тиранический,  олигархический и демократический. Каждый из них был искажением  “естественных” принципов устройства, каковыми он считал политию, монархию и аристократию. Тирания - извращение монархии, олигархия - извращение аристократии, демократия - извращение политии. Надо так  комбинировать  олигархический и демократический элемент, чтобы воссоздать политию.

Аристотель, в отличие от Платона, различал разновидности демократии: от умеренных форм до крайних. Это зависит от состава элементов полиса.  В крайних демократиях власть все более берут люди, свободные в самом негативном смысле: от собственности, трудовых обязанностей и т., т.е. трутни. Надо удалить их от власти и  возвысить земледельца - наиболее спокойный и трудолюбивый элемент демоса. Такой демос царствует, но не управляет, поручая управление представителям аристократии. Надо, чтобы у массы было ощущение, что именно она обладает верховной властью. Чем меньше реальная власть, тем сильней должна поддерживаться эта иллюзия. Демос выступает как объект манипулирования, а средствами  этого манипулирования оказываются софистика, демагогия, политическое актерство. Чтобы такое манипулирование стало возможным, фнеобходимо иметь массу как целое. (У Платона  масса должна быть четко дифференцирована.)

5.Как представлял себе Платон  идеальное государство?  Какими существенными свойствами оно было наделено?

6.Почему идеальному  государству противопоказаны каккие-либо изменения?

7.Как Платон представлял себе переход к идеальному государству?

7.Какие типы государственного устройства Платон выделял? Как он относился  демократии? 

8.В чем  состоит принципиальная разница  между социальной философией Платона и Аристотеля?

9. В чем состоит различие взглядов Платона и Аристотеля на государственное устройство?

10. Как Аристотель относился к  демократии?

11.Какому сословию  Аристотель  отдавал предпочтение?

Похожие материалы

Информация о работе