Общество как система человеческой деятельности. Субъективные условия и фактор деятельности

Страницы работы

Содержание работы

Социальная философия

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лекция № 7.

1.Субъект-субъектная структура человеческой деятельности.

2.Проблема исторической свободы.

3.Объективные условия и субъективный фактор деятельности.

1.Субъект-субъектная структура человеческой деятельности  В своей деятельности люди воздействуют на предметы материального мира. Эти предметы выступают в роли объектов. Роль объекта - пассивная.  Он является воспреемником  воздействий  субъекта.  Но люди также воздействуют друг на друга.  Это воздействие является двусторонним.  Иванов воздействует на Петрова,  Петров - на Иванова.  Оба они оказываются субъектами.  В  качестве таковых ни являются носителями воли и сознания, существами, реализующими определенные цели.  Поэтому человеческая деятельность оказывается в  данном  аспекте  субъект-субъектной. Это  обстоятельство  обусловливает  ее исключительную сложность как в плане познания, так и с точки зрения прогнозирования.

Отношения между субъектами в процессе взаимодействия несимметричны.  У одного в силу тех или иных причин имеются большие возможности добиться от  другого  участника взаимодействия своих целей,  чем у другого.  (Барин - крестьянин, владелец капитала - обладатель рабочей силы (рук или мозгов).  В предельных случаях дело может выглядеть  так, что одна сторона - пассивный объект,  а другая - субъект.  На самом деле другой человек никогда не лишается собственной воли настолько, чтобы стать объектом.

2.Проблема исторической свободы.  Проблему исторической свободы следует отличать от проблемы свободы личности. Свобода личности имеет два аспекта: внешний и внутренний. Внешний - наличие условий для реализации личностью своих устремлений. Внутренний -  способность  личности к ответственному и самостоятельному выбору смысложизненной стратегии.  Первый аспект свободы связан с системой социальных отношений, институтов, существующих в обществе.  (Например, возможность получать образование напрямую зависит от того,  предоставляется оно бесплатно или на платной основе). Второй аспект - с уровнем культуры личности.

Проблема исторической свободы  -  это  проблема  достижимости  целей,  которые ставит перед собой субъект социального действия (класс,  партия,  политический деятель). На этот вопрос существует два ответа: положительный и отрицательный. Отрицательный - фатализм. Цели и результаты деятельности ничего общего между собой не имеют. (Демокрит, Гоббс, Спиноза). ("Хотели, как лучше, а получилось, как всегда"). Фатализм в его религиозной интерпретации - провиденциализм.  Положительный ответ - два варианта: волюнтаризм и исторический оптимизм. Волюнтаризм. Классический пример - маоизм. Исторический оптимизм - марксизм.  Цели деятельности достижимы, если поняты общественные закономерности.

3.Объективные условия и субъективный фактор.  Люди действуют при  определенных обстоятельствах. Они  "заброшены" в поток истории (Ясперс).  Объективные условия препятствуют или благоприятствуют реализации поставленных целей.  Но чтобы субъект  исторического действия достигал своей цели, нужно как минимум эту цель правильно поставить. Неправильно поставленная цель делает все усилия напрасными.  Цель должна соответствовать  объективным условиям.  Примеры неправильно поставленной цели:  переход к рынку за 500 дней или создание демократии западного образца в стране с патерналистской политической культурой.  Когда цель неправильно поставлена,  мы имеем дело с социальным прожектерством, с утопизмом.  Необходимо,  далее, иметь программу деятельности и организацию, способную ее воплотить в жизнь. Нужно действовать в соответствии с программой, внося в нее коррективы.

Пример -  расхождение  между Лениным и Плехановым в вопросе о готовности России к социалистической революции.  Плеханов - педантское  понимание  вопроса.  Ленин  - творческое его истолкование. Сталин - автор и исполнитель проекта модернизации России на социалистической основе.

Похожие материалы

Информация о работе