1. Основные понятия научного управления. Управление функционированием и развитием
Современный период в истории наией страны характеризуется глубокими социально-политическими, экономическими, культурно-историческими изменениями. Буквально на глазах трансформируется общественное сознание, пересматривается система ценностей.
В этих условиях проблемы образования находятся на острие основных событий, ибо цели, содержание образования, степень его влияния на всех участников образовательного процесса определяют настоящее и будущее общества. Возникновение более сложных задач, поиск их решений, нестандартных действий потребовали иного уровня осмысления практики управления, формирования ее теоретических основ.
К сожалению, исторически сложилось так, что теория внутриш-кольного управления и управления образованием в целом несколько запаздывала по отношению к потребностям руководителей школ, региональных комитетов и отделов образования.
Современный этап требовал иной последовательности:
- не простое осмысление и анализ новых явлений в управлении, а опережающие исследовательские разработки, на основе которых создавалась бы и нормативная база управленческой деятельности в образовании.
/ В словарях и энциклопедиях "управление" определяется как свойство организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических) и т. д. Поскольку общеобразовательная школа - это сложная социально-педагогическая система, есть все основания рассматривать управление как одну из важнейших характеристик этой системы.
В сегодняшней системе образования возрастает число людей, участвуюаих в управлении, поэтому педагогам важно разбираться в сущности такого значительного и сложного явления, как управление. Управляют не только директор и его заместители. Учитель на уроке управляет процессом усвоения знаний, ученик управляет своей собственной учебной деятельностью, своим развитием и т. д. Хотя управление - вечная функция, сам термин "управление" появился в словарях и энциклопедиях относительно недавно, примерно 20 лет назад в связи с бурным развитием кибернетики, теории социального управления,
В книге "Управление современной школой" дается следующее определение понятия "управление" М. Потавником.
|Управление - это целенаправленная деятельность всех субъектов, обеспечивающая становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательных учреждений.
Здесь заложено диалектическое противоречие: с одной стороны, управление должно обеспечивать функционирование школы, т. е.
»т стабильность, и в то же время обеспечивать ее развитие, т. е. изменение, перестройку, реконструкцию, модернизацию в связи с обновлением.
М. А. Портнов считает, что управление - это конкретный метод организации общественных отношений.^
2. Основные функции управления учреждениями образования
Сущность управления выражается через его функции, в которых определен круг деятельности, ее содержание, ее виды, назначение, роль. Тогда функциями управления будут прогнозирование, программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, анализ, корригирование, стимулирование и т. д.
Реализовать эти функции - значит осуществить управление. Каждая функция управления развивается на основе предыдущей.
Подготовка плана работы школы - это по существу принятие самого главного управленческого решения.
Планирование включает не только и не столько процесс составления плана, сколько мыслительную деятельность по его обоснованию. Написание - это последний этап работы.
Начать работу надо с целеполагания, с ответа на вопрос "Какую школу я хочу создать? Важнейшим источником оптимального планирования является анализ итогов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.