Министерство образование и науки РФ
Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В. П. Астафьева.
(факультет – ИСП)
Контрольная работа по курсу «Психология»
Раздел: Педагогическая Психология
Тема: стили педагогической деятельности
Выполнила
Проверила
Красноярск 2007
Наверняка, у многих возникнет вопрос, каким образом педагогика связана с психологией?
Прежде всего, нужно сказать, что основные черты характера складываются именно в школьные годы. Особенно в младших классах (1-3). Этому способствуют учителя. Они либо поощряют, либо порицают определённые поступки ребёнка. В первом случае, при одобрении, у школьника поднимается самооценка, во втором же случае, ребёнок делает для себя определённые выводы только в том случае, если преподаватель объясняет, как нужно было поступить правильно, и почему этого делать было нельзя.
В период 6-12 лет, ребёнок очень важно относится к мнению и требованиям родителей, но и учителям. Порой, мнение преподавателя играет более важное значения, чем мнение семьи. В его речи можно услышать такие восклицания : « А вот Марь Ивановна говорит, что нужно делать…….» или «А в школе учитель мне сказал что это……».
Прежде чем характеризовать педагогические стили, нужно сказать, как дети относятся к учителю с первых дней прибытия в школе.
В младших классах для школьника первая учительница – нечто святое, человек, которого нельзя разочаровать. Выражение, что «учительница-вторая Мама», как нельзя лучше характеризует отношение младшего школьника к первой учительнице. В этот период обучения, очень важно для ребёнка получить одобрение, понять, что всё что делает – обязательно оценится, и привлечет внимание.
В средних классах, учителя являются больше «террористами». Если в 5-7 классах нагрузка значительно увеличивается, то ребёнок старается с ней справиться, но, уже начиная с 8 класса, начинает подростковый кризис, на основе которого и основывается снижение интереса к учёбе. Учёба кажется скучным мероприятием. Однако для детей-подростков, которые мало общаются со сверстниками, учёба – единственное занятие, спасающее их от скуки. Но не факт, что учёба им идёт лишь в радость, и у них она идёт очень хорошо.
В старших классах лишь те учителя воспринимаются, которые могут стать другом, имеющим чувство юмора и воспринимающим старших школьников как личность. Преподаватель должен принимать его таким, какой он есть, не распоряжаться его личным временем, не заставлять делать слишком большой объём работы, и тогда возникать проблем никаких не будет.
Однако на практике различаются 4 стиля преподавания. Вернее, любого преподавателя можно отнести к одной из 4 категорий. В каждой категории выделают свои сильные и слабые стороны. Об этом мне бы хотелось рассказать более подробно.
Есть так называемые педагоги – теоретисты.
Для таких теория, идея всегда преобладает в ущерб реальному миру и практике.
Их сильная сторона – знание методик своего предмета, постоянная работа по своей специальности, тщательная подготовка к каждому уроку. Такие преподаватели очень требовательны, более сильны в объяснение нового материала. Однако слабых сторон у таких педагогов тоже достаточно. Например то, что они слабы в практике, не чувствуют настроения учеников, лишь запоминают сильных и слабых учеников. Это приводит к проблемам в общении, т к своих воспитанников делят на любимчиков и остальных. Планы уроков весьма чёткие, но ведутся бестолково.
Уроки, основываются в основном на новом материале, которого теоретисты стараются охватить как можно больше. Им не важно качество, им важно количество, хотя такие педагоги отчётливо понимают, что базироваться на сознательность и добросовестность выполнения огромного домашнего задания не стоит.
Ученики после уроков словно «выжатый лимон», т. К. понимать сложно. Однако дома стараются как можно больше именно заучить текст, без осмысливания (схавастика).
Чаще всего это учителя точных наук, например физика, геометрия, математика.
Вторую группу составляют педагоги – реалисты.
Сильные стороны такие педагогов заключаются в том, что они чувствуют настроение учеников, видят основное - как усваивается материал, им невероятно хорошо удаётся опрос, обладают тактом, чувством меры. Реалисты уделяет внимание каждому, знают индивидуальные особенности каждого. Исходя из этого, они требуют по возможностям.
Слабыми сторонами является неумение всегда выделить главное. Они не всегда могу теоретически обосновать. А скорее привести более на доступном языке, что не всегда является хорошим показателем усвоения. Так же, стараются как можно ближе познакомиться с учениками, однако это лишь приводит к фамильярности, а вскоре и к «занянчиванию» класса.
На уроках, которые проводят такие преподаватели, царит если не хаос, то явный беспорядок, шум. Дети редко осваивают такие предметы, они имеют лишь поверхностное представление о предмете.
Такие педагоги чаще всего преподают литературу, обществознание.
Третья категория называется педагоги – утилитаристы.
Для них мир – есть материал для использования, а учащиеся – объект обучения и воспитания., для получения как можно более высоких показателей успеваемости и поведения.
Их конёк – не объяснение нового материала, не опрос, а всякого рода тренировки, для закрепления материала, путём разнообразных упражнений.
К воспитанникам относится по-прокурорски. Он знает всех лишь со стороны недостатков, которые старается убрать. Для него не существует некоторых слов: лень, неумение, трусость, слабоволие. Такие преподаватели напоминают военных. У них чёткий график, и они руководствуются только согласно ему.
Слабые стороны таких педагогов это, конечно же, не успех в работе с детьми. Частые прогуливания, неуспеваемость не только по этому предмету, но и по другим так же. Таких педагогов ученики старших и средних классов не уважают, и порой предпочитают сорвать урок, чтобы не слушать и не выполнять требования этого учителя.
И, наконец, последнюю группу составляют педагоги – артисты (интуитивисты).
Их главное свойство – действовать по вдохновению, интуиции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.