Стили педагогической деятельности. Педагогическая психология, страница 3

Конструктивные умения связаны с ежедневным планированием композиции каждого конкретного занятия. Педагог умеет выбрать рациональную структуру урока и определить его построение, осуществляет презентативную (предъявления), инсантивные (побуждение), диагностическую и корректировочную функцию при конструировании урока, понимает и принимает ценностное и смысловое содержание диалога, как максимально продуктивную стратегию отношений к окружающему миру, людям, системе ценностей. Учитывает при планировании разные уровни, профильность и вариативность образования, отбирает, моделирует, актуализирует учебный материал с позиции его адекватности. Определяет движущие силы развития ребёнка и заботится о развитии его индивидуальности и неповторимости, создаёт условия для реализации креативных творческих) возможностей воспитанников, стимулирует интерес учащихся, умеет планировать свою работу и работу учащихся на конкретном уроки, занятии, лекции.

Организаторские умения связаны с организацией учебного материала, организацией деятельности своей и деятельности учащихся. В этих умениях отражаются требования образовательной системы к методам, технологиях, техникам, средствам, формам, и приёмам в области организации содержания обучения. Он организует исполнения профессиональных замыслов, методологических ориентиров, педагогических проектов, предъявляет учебно-воспитательную информацию, в соответствии с принципами педагогического сотрудничества. Организует обучения как процесс самовыражения учащихся, вооружает учащихся технологиями деятельности и способами работы. Создает условия для проявления личностных качеств учащихся, в основе которых лежат их индивидуальные особенности.

Коммуникативные умения проявляют искусство общения педагога с детьми. Они обширны и разнообразны. Их делят на 2 группы:

1)  связана с саморегуляцией педагога, управлении его своим поведением, настроением, вниманием, речью

2)  умение строить отношения с учащимися:

а) коммуникативно – познавательные б) коммуникативно – конструктивные в) коммуникативно – организаторские г) собственно коммуникативные

Такое деление объясняет тем, что коммуникативная деятельность представляется производной от всех других, она является своеобразной экстериаризацией познавательной, проектировочной, конструктивной и организаторской деятельности. Обще педагогические и специальные умения могут быть по-разному развиты у каждого учителя ; их взаимосвязи могут быть сильными, слабыми или их вовсе может не быть. Структурное сочетание их являются показателем уровня продуктивности деятельности педагога, показателями его профессионализма.

На основе этих умений  и выделяют 4 педагогических стиля, каждому из которых присуще свои индивидуальные черты.

Но нельзя сказать, что какой то педагогический стиль плохой или наоборот хороший. В каждом стиле есть как положительные качества, так и отрицательные. У каждого педагога свои стили проведения занятий, и поэтому часто возникает диффузия (смешение) стилей, с какими-нибудь особенными качествами. Тем самым каждый неповторим не только как преподаватель, но и как личность…..

Список используемой литературы :

1.  А.А. Радугина «психология и педагогика»

2.  Н.С. Дашина «общая педагогика»

3.   конспекты по педагогики 1й курс

4.  личные наблюдения J