Лекция 1
Предмет и методы методики обучения математике.
1. Предмет методики обучения математике. Ее задачи.
2. Проблемы и методы методики обучения математике.
3, Связь методики обучения математике с другими науками.
4. Русские и советские педагоги - математики.
1.
Как известно, математика – один из наиболее трудных для преподавания предметов и поэтому нельзя браться за обучение математике без тщательного изучения содержания школьного курса математики, а также овладения искусством передачи его ученикам.
Вопросы преподавания школьной математики привлекают в наши дни усиленное внимание в связи с усложнением задач, стоящих перед российской общеобразовательной школой.
Помочь молодым учителям научиться правильному и эффективному обучению математике, призвана методика обучения математике, которая до середины 19 века входила в педагогику. Об этом свидетельствуют работы Яна Амоса Каменского, в которых мы встречаемся с методами обучения математике.
В качестве самостоятельной науки методика обучения математике оформилась во второй половине 19 века. Предметом ее изучения в это время явились вопросы обучения математике детей младшего школьного возраста, что было вызвано потребностями достаточно широкого развития школьного начального образования. В конце 19 века предметом методики обучения математике становятся вопросы обучения математике детей среднего и старшего возраста.
"Методика" – слово греческого происхождения,
"метод" означает – путь.
Определение: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЕТЕМАТИКЕ – это раздел педагогики, предметом которого является изучение закономерностей процесса обучения математике в школе в соответствии с поставленными обществом целями.
Из обширного запаса методико-педагогических знаний выделен учебный предмет "методика обучения математике" в педвузах, который условно можно разделить на три раздела:
I. Общая методика обучения математике.
Раздел включает вопросы методов обучения, форм мышления, организации обучения, форм и видов внеклассной работы и т.д.
II. Специальная методика обучения математике.
Раздел включает учение о функциях, векторах, о многоугольниках, многогранниках и т.д.
III.Конкретная методика обучения математики.
Раздел состоит из частных вопросов общей методики и частных вопросов специальной методики преподавания математики (вопросы планирования уроков, организации самостоятельной работы при изучении данной темы, контроля знаний учащихся и т.д.).
Методика обучения математике призвана дать ответы на три основных вопроса: а) Зачем обучать математике?
б) Что изучать из математики?
в) Как обучать математике?
Ответ на первый вопрос раскрывается в установлении межпредметных связей, в раскрытии того огромного значения математики в развитии различных областей науки и производства, которые характерны в наш век – век научно-технического прогресса.
Ответ на второй вопрос отражен в содержании школьного курса математики: программах, учебниках и учебных пособиях.
Ответ на третий вопрос составляет основное содержание общей методики обучения математике.
Перед методикой обучения математике стоят следующие задачи:
1. Выяснение целей и задач математического образования на каждой стадии обучения.
2. Отбор математического материала и формирование из него различных учебных курсов, подлежащих обязательному или факультативному изложению.
3. Анализ существующих методов и приемов обучения, теоретическое обоснование наиболее эффективных из них.
4. Изучение существующих форм обучения (урок, лекция, семинар) с целью их усовершенствования. Разработка новых форм обучения с последующей их проверкой на практике.
5. Разработка и создание учебников, учебных пособий, дидактического материала, методических рекомендаций.
6. Разработка различных организационных мероприятий, содействующих обучению (работа секций, учительских конференций, семинаров с демонстрацией открытых уроков, мероприятия внеклассной работы и т.д.)
Как же строится методика обучения математике?
Как и в любой науке, в основу методики обучения математике положена идея усовершенствования процесса обучения математике и ряд исходных положений (принципов):
1) Обучение математике есть обучение математической деятельности.
2) Все дидактические принципы: принцип научности, сознательности, активности, самостоятельности; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности; наглядности; индивидуального подхода к учащимся; принцип прочности знаний.
3) Принцип, основанный на известном положении ленинской теории познания " … от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике".
4) Некоторые достижения психолого-педагогической науки.
2
Из всего множества проблем обучения математике можно условно выделить два класса проблем:
1. Проблемы содержания обучения.
2. Проблемы методов обучения.
Условное разделение потому, что эти проблемы тесно связаны между собой. Невозможно разрешить проблемы одного класса, не затрагивая проблем другого класса.
Так, например, введение элементов дифференциального и интегрального исчисления (изменение содержания) потребовало пересмотра методики изложения традиционных тем школьного курса математики (исследование функций, площадей фигур, объемов и т.д.).
Аналогичная картина с векторами. Введение векторов в школьный курс позволило методистам найти более рациональные способы решения задач и доказательства теорем (по программе Колмогорова).
Обратно, изложение материала на теоретико-множественной основе (введение нового языка) повлекло включение такой темы, как "Геометрические преобразования". Исключение из школьного курса языка теории множеств потребовало выведения этой темы из содержания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.