Предмет и методы методики обучения математике. Русские и советские педагоги, страница 2

Какими же методами пользуется методика преподавания математики?

I. Метод изучения и использования истории математики и школьного математического образования.

Изучая историю развития математики, мы наблюдаем историческое формирование понятия, языка, что подсказывает нам путь введения соответствующих понятий.

Во многих случаях та логика вещей, которая в исторических масштабах привела к разработке данного вопроса, открывает нам естественный подход к нему и позволяет дать учащимся наиболее простое его изложение.

Иногда знание исторического вопроса, знание трудностей, с которыми встречались ученые, впервые выдвигавшие этот вопрос, позволяет предвидеть и те затруднения, которые могут возникнуть у современных учащихся.

II.  Метод изучения и использования опыта современного обучения в нашей стране и за рубежом.

Труд учителя – это путь творческого поиска новых методов, способствующих повышению эффективности обучения математике. (Рассказать о системе работы Шаталова и Гайштута, их приемах интенсификации обучения математике).

III. Метод экспериментального исследования, позволяющий обосновать либо опровергнуть выдвинутую гипотезу, возникшую на этапе наблюдений и проведения опытной педагогической работы. Математические методы, применяемые в дидактическом эксперименте, позволяют получить результаты высокого уровня достоверности.

IV. Метод переноса идей, методов, языка самой математической науки в методику обучения математике. (Индукция, анализ, обобщение … - являются в математике научными методами исследования, в школе являются учебными методами).

3

Схематически связь методики обучения математике с другими науками можно представить следующим образом:

методика обучения математике математика           педагогика             логика                психология

диалектический материализм

1. Связь с математикой

Методика обучения математике, решая проблему содержания, опирается на математику, т.к. весь материал для школьного курса отбирается из самой математической науки.

Решая проблему методов обучения, методика обучения математике  опять связана с математической наукой, превращая научные методы исследования в методы изучения школьного курса математики.

2. Связь с педагогикой, психологией и логикой

Педагогика и психология позволяют отбирать материал в связи с возрастными особенностями, пользоваться общими методами обучения, разработанными в дидактике (рассказ, беседа, лекция, экскурсия), дидактическими принципами и т.д.

Взаимоотношение логики и психологии можно кратко определить так: если логика говорит о том,  как человек должен мыслить, то психология изучает то, как человек фактически на самом деле мыслит.

3. Связь с философией

Диалектический материализм является методологией всякого научного знания.

4. "Преподавание – это искусство" – утверждает американский педагог Пойа ("Математика в школе" № 6, 1964 г.;  № 3, 1964г.)

Главное в преподавании математики – это мастерство педагога, а оно не поддается  никакому описанию и объяснению – это искусство. Этому искусству надо учиться, им надо овладевать. Одной из первых и необходимых ступеней на пути к вершинам педагогического мастерства и является изучение методики обучения математике.

Вопросы методики обучения математике всегда интересовали русских математиков и педагогов. Составлению методических руководств и задачников посвятили свои труды Петр Семенович Гурьев (творец методики арифметики, первая половина XIX века), Василий Алексеевич Латышев (1850-1911), Александр Иванович Гольденберг (1837-1902), Семен Ильич Шохор-Троцкий (1835-1923).

Их принципиальными положениями были: сознательность обучения, самостоятельная работа учащихся, жизненность учебного материала, борьба с проникновением в русскую школу реакционных взглядов некоторых иностранных педагогов.

Первыми в нашей стране исследованиями по методике обучения математике были труды члена Петербургской Академии наук Семена Емельяновича Гурьева (1760-1813). В разработанном им проекте реформы обучения математике в морском кадетском корпусе впервые поставлены вопросы общей методики.

Ценный вклад в формирование методики обучения математике внес Н.И.Лобачевский (1792-1856). Его методические взгляды  сформированы в предисловии к изданию в 1834 г. книги "Алгебра и вычисление конечных".

Большое внимание на развитие методики обучения математике оказали работы Пафнутия Львовича Чебышева (1821-1894). Алексея Николаевича Острогорского (1840 г.            ), написавшего книгу "Материалы по методике геометрии".

В конце прошлого столетия были изданы широко известные учебники Андрея Петровича Киселева  (уч.арифметики -1884г.,  уч.алгебры - 1888г.,  уч.геометрии – 1892г.), Н.Рыбкина – учебник тригонометрии.

В советское и российское время вопросами методики обучения математике занимались и занимаются В.М.Брадис (впервые написавший полный курс методики обучения математике), А.Н.Барсуков,  А.Н.Колмогоров, А.И.Маркушевич, А.Я.Хинчин, Л.С.Атанасян, Ю.М.Колягин, и многие другие.

ЛИТЕРАТУРА:

1. А.Н.Блох, Р.С.Черкасов. Методика преподавания математики в школе.: Общая методика.-М.:Просвещение, 1985, 336с.

2. Методика преподавания математики./под.ред.С.Е.Ляпина.-М.:Учпедгиз,1952, 452с.

3. А.В.Ланков. К истории развития передовых идей в русской методике математики.-М.:1951,151с.

4. А.Г.Гайштут. Приемы интенсификации обучения математике в 4-5 кл.-Киев:Радяньска школа, 1980, 126с.

5. В.Ф.Шаталов. Куда и как исчезли тройки. –М.:Педагогика, 1979,135с.